Простые слагаемые земного счастья

Живут на улице Полевой в деревне Тайманиха простые, но удивительно добрые и гостеприимные люди  — супруги Борис Петрович и Алевтина Максимовна Захаровы. Вместе они уже 55 лет — на Октябрьскую отметили  «круглую» годовщину свадьбы. В мае  80-летний юбилей справили и главе семьи. Так что,  2016 год, как ни крути, для Захаровых особый.

img_0002

Жители Тайманихи супруги Захаровы вместе уже 55 лет. Их любви и взаимному уважению не страшны никакие житейские бури.

 

Судьба — быть вместе

И Алевтина Максимовна, и Борис Петрович родом из многодетных крестьянских семей: она из Леушихи, он — из Шёлкова. Встреча, кажется, была предначертана самой судьбой. Один из братьев Алевтины Максимовны женился на девушке из Шёлкова. Сестра приехала  навестить молодых и на молодёжной вечеринке сразила наповал своей красотой и обаянием  гармониста Бориса. Так понравилась ему весёлая, бойкая певунья, что сразу же предложение сделал и начал от неё всех ухажоров отваживать. Борису к тому времени шёл 25-й год. Он отслужил три года в армии, в мотопехоте («пехота, не пыли!» как он её шутливо называет), где самоучкой научился сносно обращаться с гармошкой. Вернувшись домой, получил профессию тракториста, работал в колхозе. Алевтина, хоть парень ей и понравился, поначалу упиралась: мол, я ещё молода — всего 21 год, какое замужество! Но Борис так настойчиво ухаживал, что пришлось согласиться.  30 октября 1961 года расписались, а саму свадьбу гуляли с 6 на 7 ноября — в праздник, как тогда было принято.

 

Дороги жизни трудные

Жили молодые поначалу в  Шёлкове у родителей Бориса: между домом и двором сделали для них горницу. В 1962 году на свет появилась первая дочка Галя. Вскоре после её рождения в той же деревне купили старенький домишко и зажили отдельно. Потом переселились в Тайманиху, где был детский сад.  Через пять лет после первой дочки, в 1967 году, появилась на свет вторая — Светлана.

Жизнь стремительно набирала обороты: работа, воспитание детей, домашние дела и хозяйство. Всё было,  ссорились, но до разрыва никогда не доходило: оба не умеют долго сердиться, держать зло, уступают друг другу.

» Я начал работать с 6 лет, в войну, — говорит Борис Петрович. — Отец поднимал меня рано утром, и я помогал ему пасти телят. В семье было 10 детей. Надо было как-то кормиться, а за работу в колхозе давали по 30 кг зерна, вот и приходилось родителям брать в помощники даже нас, малышей. Я отцу помогал выгнать телят на пастбище, а потом он обычно отправлял меня домой, спать. Жили, конечно, очень тяжело, голодно. Как спасения ждали весны, когда можно было есть и постыжи (побеги хвоща), и матрёшку,  обычный и конский щавель». Алевтине Максимовне, хоть она и на четыре года моложе, тоже пришлось испытать немало. Совсем девчонкой начала работать в Родниках: у Рыбаковской проходной  навивала верёвку, у  старой автобусной (где сейчас ДК), в артели 8-е Марта занималась шитьём. Хотела даже ехать в Шую к дяде — учиться на швею, но мать по семейным обстоятельствам не пустила. Так вскоре после окончания семилетки оказалась Алевтина на комбинате «Большевик». Паспорта ещё не получила — работать не брали, посылали в училище, но она твёрдо пообещала, что выучится прямо на производстве, и   слово своё сдержала:  немного поработала съёмщицей и перешла в основные работницы. До свадьбы уже был рабочий стаж 11 лет. После замужества работала кладовщиком в Тайманихе на центральном колхозном складе. Потом няней в детском саду. Подменяла воспитателей — поставили на группу. Из сада и на пенсию ушла.

И Алевтина Максимовна, и Борис Петрович имеют звание «Ветеран труда». Глава семьи — ещё и орденоносец. Награждён орденом Трудового Красного знамени и орденом Октябрьской революции, медалью ВДНХ. В своё время  был  одним из лучших трактористов района: гордится, что про него местный агроном в книге написала, что такой ровной борозды, как он, не делал у них в колхозе никто.  И действительно, любил он своё нелёгкое крестьянское дело: в страду с самого раннего утра на своём тракторе выезжал на поле и работал допоздна. Осенью вставал затемно,  чтобы накопать картошки на 300-400 человек: на уборку тогда  большими партиями  присылали людей из города.

Так, в делах и заботах незаметно летело время. Пока девочки подрастали, Захаровы держали скотину: корову, двух-трёх телят и поросят, занимались садом-огородом — как и положено настоящим сельским жителям. От колхоза получили дом, где живут  и по сей день. Благоустроили, в нём теперь уютно и тепло. Дочки выучились, выпорхнули из родительского гнезда. Живут в Рыбинске своими семьями. У Захаровых уже взрослые внук и две внучки.

%d0%b7%d0%b0%d1%85%d0%b0%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0

Фото из семейного архива.

 

 

О богатствах подлинных и мнимых

Современной молодёжи, пожалуй, жизнь супругов Захаровых покажется слишком однообразной и пресной. Но не надо забывать, что освещена она светом большой, настоящей любви, а её ох как не хватает в наше суетное и противоречивое время. Не карьерой, не показным благополучием и довольством богаты супруги  Захаровы: у каждого из них широкая русская душа и золотое сердце, как и у многих наших простых сельских тружеников. Не нажили Захаровы каменных хором и больших капиталов, зато вырастили достойных детей, радуются успехам внуков и пользуются заслуженным уважением односельчан. Они из того поколения, которому всё давалось очень не просто: пришлось испытать голод и лишения, всего добиваться своим трудом, многим жертвовать и от многого отказываться.   Может быть, поэтому они сохранили крепкие семьи: в одиночку выживать было бы труднее.

И ещё одну особенность этого поколения, свойственную и Захаровым, я бы отметила. Не унывать, переживать все встречающиеся трудности помогала им народная песня. » Я с раннего детства пою, — говорит Алевтина Максимовна. — Верите или нет, но одну песню  «Потеряла я колечко, потеряла я любовь» запомнила с тех пор, как мать меня кормила грудью и напевала. В детстве и в юности без песни меня не видали: и за работой пела, и в агитбригаде, и в лесу, когда грибы и ягоды собирала. Танцевать любила. Хотела даже в театральное училище поступать — мама отговорила». Борис Петрович тоже с детства любит музыку и пение. Будущая супруга и покорила его прежде всего своим голосом, певческим талантом. Особенно любит он, когда Алевтина Максимовна поёт «Мне берёзка дарила серёжки, а рябина дарила цветы». У супруги была очень верующая тётушка — старая дева, которая пела в Деревеньках на клиросе и любимую племянницу с собой в храм брала. Прошло много лет, и Алевтина Максимовна уже в зрелых годах стала посещать храм, вспомнила её уроки и тоже некоторое время была певчей в Сосновце. Однажды взяла с собой внучку Ольгу, которая училась тогда в Костромской музыкальной академии. Отлично поставленный голос и профессиональное, берущее за душу пение понравились настоятелю отцу Сергию Карамышеву, и он предложил девушке стать регентом. Сейчас она руководит церковным хором в 40 человек в Казахстане. Является главным регентом Астаны. Бабушка и дедушка ею очень гордятся.

Удивительно, как наш народ, пройдя сквозь горнило великих бедствий 20-го века, сумел сохранить чистоту души, таланты, устремлённость ввысь и передать их своим потомкам!

 Ольга Ступина

Вам может также понравиться...

1 комментарий

  1. Галина:

    Огромное спасибо автору,Ольге Ступиной, за очень трогательную историю семейной жизни из глубинки нашей необъятной России!!! Пусть будет больше таких примеров для нашего подрастающего поколения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *