Филисовская пастораль
Как идут дела в глубинке, на передовой родниковского здравоохранения, мы узнали у местного доктора, руководителя сельской больницы Ларисы Воробьёвой.
Филисовская больница — одно из лучших сельских медицинских учреждений Родниковского района. Многие из тех, кто проходил здесь лечение, отмечают особую, почти домашнюю атмосферу, внимательное отношение к больным. Всё это, безусловно, заслуга коллектива больницы, во главе которого врач общей практики Лариса Викторовна Воробьёва. Территория, которую обслуживает больница, — село Филисово и близлежащие деревни, а также отдалённые Гордяковка и Мальчиха: 923 человека, из них 146 детей. В медучреждении два отделения: амбулаторное и паллиативной помощи (раньше это было отделение сестринского ухода). В первом — две койки дневного стационара, где в месяц пролечивают шесть-семь пациентов, во втором — 15 коек для долечивания тяжёлых больных, которым родственники на дому не могут обеспечить необходимый уход и медицинские процедуры, а чаще у таких пациентов попросту нет родственников и крыши над головой.
Трудный выбор
доктора Воробьёвой
— Работа врача общей практики похожа на работу врача во время войны на передовой, — говорит Лариса Викторовна. — Военврач должен знать основы разных областей медицины, правильно оценить состояние раненых и принять единственно верное решение: кому-то оказать помощь в первую очередь, кому-то — потом, а кого-то сразу же отправить в тыл, где есть специалисты более высокой квалификации. Наша задача примерно та же: оказывать первую и неотложную помощь, лечить больных в тех случаях, когда диагноз ясен, не вызывает сомнений, а если что-то выходит за рамки нормы, требует более серьёзного медицинского вмешательства, то направлять к узким специалистам в ЦРБ или специализированные клиники, выполнять их рекомендации.
Лариса Викторовна стала врачом общей практики в Филисове три года назад, имея за плечами солидный опыт работы узким специалистом.
— Я родом из Родников. После окончания Ивановского мединститута по распределению долго работала офтальмологом в Набережных Челнах, потом мужа перевели сюда на Машзавод, и я вернулась на родину, — рассказывает она о перипетиях своей докторской судьбы. — На заводе обещали открыть медсанчасть, но этого не произошло, а как офтальмолог я оказалась не востребована. Случайно зашла к доктору Алексею Александровичу Салееву в тубдиспансер. Он предложил мне место врача-фтизиатра по внелёгочным формам туберкулёза. Освоила новую специальность и проработала четверть века. Но стационар в тубдиспансере в 2012 году закрыли и мне предложили пройти шестимесячную специализацию на врача общей практики. Честно говоря, меня терзали сомнения: стоит ли всё это затевать, возраст-то уже не молодой. Но я очень люблю свою работу, поэтому согласилась. И не пожалела: значительно расширила свой кругозор, многому научилась. Обучение проходило на базе нескольких ивановских больниц и поликлиник, кардио- и онкоцентров, роддома — давали знания из разных врачебных специальностей. Теперь могу, к примеру, читать кардиограммы и иногда подменяю кардиологов в терапевтическом отделении районной больницы.
Как работается
и на ком всё держится
Лариса Викторовна специализацию прошла успешно и получила назначение в Филисово, где работает третий год. Сейчас уже знает, кажется, каждую семью в округе, но на первых порах было тяжело. Под её началом фельдшер, зубной врач, пять медсестёр и шесть санитарок, вспомогательный персонал: повар, завхоз, водитель, электрик, уборщица. По плану филисовские медики в месяц должны охватить различными медицинскими услугами не менее 570 человек. Количество обслуженных пациентов и качество оказания медицинской помощи напрямую влияют на зарплату. Таковы реалии современной страховой медицины. Плюс же здесь в том, что медики идут навстречу пациенту: приглашают на диспансеризацию и профилактические осмотры, посещают на дому лежачих больных, инвалидов и т.п.
— Конечно, в идеале врач общей практики должен постоянно жить на селе, — рассуждает Лариса Викторовна. — У нас же большая часть коллектива (и я в том числе) ездит на работу из Родников. Местного персонала не хватает. Очень выручает нас опытнейшая медсестра Любовь Владимировна Антонова: в субботу и воскресенье в любое время дня и ночи она готова выйти на вызовы, правильно проводит диагностику и лабораторные исследования — общий анализ крови, мочи, а при необходимости и биохимию. Любовь Владимировна — дочь бывшего фельдшера Веры Васильевны Гавриловой, живёт в Филисове и достойно продолжает медицинскую династию. Вообще, люди у нас трудятся ответственные, опытные, на них можно положиться. К примеру, фельдшер Вероника Александровна Артюшина, медсестры Наталья Евгеньевна Молева и Ольга Владимировна Сафронова, водитель Сергей Павлович Муравьёв, электрик и сантехник в одном лице Сергей Юрьевич Кочетов, завхоз Наталья Евгеньевна Круглова, уборщица Наталья Николаевна Шилова и др. Повар Любовь Владимировна Малютина прекрасно готовит для пациентов отделения паллиативной помощи. У многих из них нет родных, их никто не навещает, так наши сотрудники, имеющие сады и огороды, чтобы хоть как-то разнообразить рацион приносят овощи и фрукты, зелень, стараются создать уютную, домашнюю обстановку. Но уже сейчас наша больница, как и всё сельское и даже районное здравоохранение, начинает ощущать определённые кадровые проблемы. Так, к примеру, ушла в декрет акушерка, которая проводила осмотры женщин, брала анализы, — и её пока некем заменить, ставка вакантна, а гинекологичекое кресло и всё необходимое оборудование имеются. Ольга Сергеевна Костерина заведовала у нас физиокабинетом. Тоже ушла в декрет, к нам ездили работать медсёстры из Родников, но это очень неудобно и неэффективно. Сейчас кабинет временно простаивает. Надеемся, что Ольга Сергеевна согласится, скоро выйдет на работу, заново пройдёт обучение, получит сертификат, и наши пациенты снова будут проходить физиолечение. Вместе с руководством ЦРБ ищем выход из положения.
Привлечение молодых специалистов на село — дело очень непростое. Тут квартирами и выплатой миллиона рублей не обойдёшься, хотя это, безусловно, помогло бы. Надо делать ставку на местную молодёжь, учить по целевому набору, чтобы молодые врачи, фельдшеры и медсёстры возвращались в родное село. И, конечно, развивать местную социальную инфраструктуру, поднимать жизненный уровень населения. А ещё должен произойти какой-то нравственный сдвиг в сознании людей — всё-таки не всё в жизни измеряется деньгами.
Путь милосердия
Ярким примером самоотверженного, нравственного служения персонала Филисовской больницы является отделение паллиативной помощи. Это 15 (а иногда и чуть больше) пациентов, зачастую совершенно беспомощных и обделённых судьбой. Сюда их привозят после лечения в специализированных клиниках и отделениях центральных больниц Вичуги, Шуи, Родников и даже Иванова на долечивание. Курс — 30 дней, но многие задерживаются здесь гораздо дольше, потому что у них нет никаких документов, прописки или родственники в силу разных причин не могут забрать их к себе. Медики не только лечат, но помогают выправить паспорта, оформить группу инвалидности, пристраивают в дома престарелых и инвалидов, пытаются пробудить совесть в детях и внуках и вернуть пациентов в семью.
— Мы оснащены всем необходимым для оказания медицинской помощи, — говорит Лариса Викторовна. — У нас есть лекарства, которые чаще всего требуются нашим пациентам, если надо что-то индивидуальное — заказываем в аптеке в Родниках. И при больнице у нас есть своя небольшая аптека. Проблема в том, что большинство пациентов отделения паллиативной помощи в силу своего физического состояния требуют постоянного ухода. И нам очень не хватает, к примеру, памперсов — то и дело приходится менять. Также хотелось бы иметь подкладочные пелёнки — они мягче, их легче стирать, обычные простыни больные рвут и стаскивают. Не хватает также чистящих и моющих средств — белье постоянно меняем и стираем в машине-автомате. Приходится обращаться к родственникам за помощью. Прибавьте к этому, что больные к нам часто прибывают разутые и раздетые: их подбирают на улицах в совершенно непотребном виде, в грязи и лохмотьях. Тут тоже помогают добрые люди. Уже не первый год приносят нам вещи из храма Целителя Пантелеимона — собирают батюшка и прихожане. В прошлом году о нас написала «Ивановская газета», и позвонили сотрудники одной ивановской фирмы, спросили, чем помочь. Привезли на Рождество памперсы, носки, нижнее бельё и гостинцы: печенье и апельсины. Также в прошлом году пришла неожиданная помощь из Москвы: там закрыли какую-то больницу и нам привезли бывшие в употреблении, но ещё хорошие постельные принадлежности. В общем, свет не без добрых людей. Но, к сожалению, число пациентов отделения паллиативной помощи не уменьшается, койки не пустуют. А это значит, что у нас по-прежнему много людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, тяжелобольных, беспомощных, никому не нужных, о которых приходится заботиться государству. И это болезнь уже не медицинская, а социальная.
Подарили надежду
Побеседовав с врачом, я обошла больницу и палаты поговорила с пациентами. 53-летняя Татьяна из Иванова с ногами, покрытыми страшной чёрной коростой, побывавшая уже не в одном областном медучреждении, говорит, что нигде к ней не относились так по-доброму, как здесь. В Филисове её в буквальном смысле поставили на ноги — начала ходить с костылями, с палочкой. Уже строит планы возвращения домой, но врач убеждает: нужно сначала получить документы и оформить инвалидность. В соседней, мужской палате нашёлся Владимир, который недавно написал нам в газету письмо, где благодарил здешних медиков за лечение и уход. Мужчина восстанавливается после тяжёлого кровоизлияния в мозг, случавшегося во время «отдыха» в компании приятелей. «Никому не желаю попадать ни в какую больницу, даже в эту, где за нами очень хорошо ухаживают: здоровье надо беречь!» — наученный горьким опытом философствует он, показывая все «блага цивилизации», которыми снабдил его сердобольный медперсонал: старенький переносной радиоприёмничек, книги и журналы. «Чего тут говорить, сами во всём виноваты, что тут оказались«, — ворчливо замечает, отворачиваясь к стене, собрат Владимира по несчастью на соседней койке. Что ни пациент — грустная, порой трагическая история нравственного падения и предательства, совершенной беспомощности. Найти хоть какой-то выход из тупика помогают медики.
Несколько лет назад Филисовскую больницу перевели из старого, ветхого здания в освободившееся помещение детского сада (детсад в Филисове теперь находится там же, где и школа). Я была на торжественном открытии лечебного учреждения на новом месте после капитального ремонта. Помню, приятно поразили уют и чистота, лёгкие, воздушные занавески на окнах, опрятные пациенты и вежливый персонал. Удивительно, но всё это удалось сохранить. Порядок и чистота, ответственное отношение к работе здесь не показное, одномоментное, а будничное, повседневное. Так и должно быть. Без этого невозможно подлинное здравоохранение.
Ольга Ступина