Жизнелюб и заядлый садовод-огородник
Родниковец Владимир Георгиевич Кувенёв более десяти лет преподавал в школе начальную военную подготовку, был активистом ДОСААФ, долгое время обеспечивал пожарную безопасность комбината «Большевик». Всегда отдавал должное физкультуре и спорту, к любому делу подходил с душой. В свои 88 лет он по-прежнему бодр, деловит и вовсю готовится начать работы на участке в коллективном саду – это для него уже почти священный ритуал. Мы узнали, что Владимир Георгиевич заядлый садовод-огородник после того, как он позвонил к нам в редакцию и «поправил» наш лунный посевной календарь.
Детство, омрачённое войной
Родители нашего героя познакомились в начале 30-х годов в Иванове. Отец, Георгий Сергеевич Кувенёв, был активным строителем новой жизни, возглавлял сельский совет в Яманове, а потом – школу НКВД в областном центре. Тут он и встретил свою суженую – родниковку Марию Васильевну Юскову, которая училась в Иванове на курсах секретарей-машинисток и одновременно брала уроки кройки и шитья на дому у одной гражданки. Мама Владимира Георгиевича научилась кроить практически без выкроек, лекал, по одним только снятым меркам, прекрасно моделировала и отшивала готовое изделие. Перед войной и после войны Мария Васильевна была едва ли не лучшей родниковской портнихой, у которой заказывала себе наряды вся районная элита. Надо ли говорить, что это очень помогло ей в одиночку вырастить единственного сына, потому что супруг с началом войны был мобилизован и вскоре погиб. Родственники предполагают, что он как работник НКВД выполнял задание в тылу врага.
Когда началась Великая Отечественная война, Владимиру Георгиевичу исполнилось 6 лет. Маму, работавшую секретарём-машинисткой в горсовете, тоже мобилизовали: она стала вести делопроизводство в одном из родниковских госпиталей. Раненых было много, и на каждого нужно было оформить множество бумаг, поэтому мальчик родительницу практически не видал дома, а ходил к ней на работу в госпиталь, который располагался в средней школе №2 (четырёхэтажке). Раненые, у многих из которых дома оставались дети или младшие браться, радовались приходу мальчонки, припасали для него кто сахарок, кто кусочек хлебца – подкармливали. И это была очень хорошая помощь растущему организму, потому что, хоть семья и имела свой дом с приусадебным участком, огорода как такового не было – сажали только картошку (за остальным было некому ухаживать).
Начинающий садовод и огородник
Настоящим, своим приусадебным участком Владимир Георгиевич обзавёлся уже в достаточно солидном возрасте, лет 40 назад, когда была уже семья и дети.
Работал он тогда начальником пожарной охраны комбината. В силу своей должности исходил и излазил предприятие вдоль и поперёк, знал практически всех руководителей и специалистов среднего звена. И вот, когда строился знаменитый Пентагон – здание управление комбината – один из прорабов-военных строителей предложил по сходной цене купить у его товарища участок в коллективном саду.
Это сейчас, чтобы стать собственником, надо оформить кучу бумаг и потратить немало средств, а тогда знакомый принёс амбарную книгу, данные продавца вычеркнул, а данные Владимира Георгиевича вписал. После чего из рук в руки в счёт свершившейся сделки перешло несколько рублей. И все дела!
Весной Владимир Георгиевич прибыл осмотреть свою территорию. Это оказалось голое поле на окраине леса. Жена товарища, соседка по коллективному саду, указала ему на едва заметные камешки, лежавшие на границах участка, и Кувенёв остался наедине со своей собственностью.
«Хорошо, что я работал на комбинате, который тогда шествовал над колхозами, - говорит Владимир Георгиевич. – Председателей я знал лично, и привезти на участок навоз не составило труда. А так на нём была одна трава-белоус, которая ясно давала понять, что ничего расти не будет. И ещё мне крупно повезло – соседом моим по участку оказался будущий Почётный гражданин Родников, кадровый военный Леонид Иванович Хрящёв. Он был коренной сельский житель (из Растовлева) и за время своей военной службы вместе со своими солдатами обустроил немало разных земельных участков и клумб, наводя красоту перед приездом проверяющих.
Леонид Иванович предложил объединить усилия и сделать наши, в общем-то, сырые клочки земли с уклоном, чтобы лишняя вода стекала в канаву. Так мы и сделали. И до сих пор даже после сильного дождя через 15 минут у нас уже сухо. Позднее мы с Леонидом Ивановичем обустроили ещё участки под картошку напротив кладбища, недалеко от АЗС. Картошка, можно сказать, спасла мою семью, когда наступили времена абсолютного безденежья...
Продолжение читайте в газете «Родниковский рабочий» от 9 марта.
Ольга Ступина