Детство, опаленное войной

Дорогим родителям и их мужественному поколению,
поколению их детей  посвящаю

(Начало в №3 от 16.01.2019)

Санитария и гигиена

Не было не только спичек, но и мыла. Белье стирали настоем золы ­  щёлоком, нас тоже им мыли. По очереди сажали в большое корыто, мыли голову,  тело, потом приказывали пригнуться и вместе с корытом засовывали в печь, закрывали заслонку ­ на отпарку. Угли перед этим выгребали, но сидеть было жарко и страшно, и все с нетерпением ждали, когда откроют заслонку и вытащат.

Дров также не было. Рядом с управлением предприятия стоял деревянный дом, где размещался отдел  кадров, а за этим домом в два ряда  небольшие сарайчики, где мы хранили своё богатство – сучки с деревьев, которые собирали в саду утром каждого дня.

Болезни часто посещали нас, от насекомых помогали «парекис»­гребешки, были случаи и более неприятные, но о них я умолчу.

 

Как мы питались

Государство не забывало о нас. Какое-­то время на меня получали в туберкулезном диспансере детское питание, не помню, с какой периодичностью, но думаю не более, чем 1 или 2 раза в месяц.  Дети все ходили в огромную столовую Нарпита, садились за стол, и старшие братья  приносили хлеб, в жестяных самодельных мисках первое блюдо и на второе­третье ­ кашу, чай. Вот тогда наедались. Выручал и подножный корм: травы и коренья, лесные ягоды и грибы.

 

Добрый Пётр Кузмич

В доме рядом, где сейчас  общежитие одиноких пенсионеров, на 1­м  этаже проживал Петр Кузмич Бычков с супругой Евдокией Дмитриевной. У него не было одной ноги, но он вместе с супругой работал в отделочной фабрике. В свободное от работы время он сидел посредине комнаты у раскаленной «буржуйки» ­ печки с толстой трубой, от которой под потолком проходили к дымоходу отводные трубы.  Было пыльновато, но зато  тепло. При моем появлении Пётр Кузмич широко улыбался и  доставал из кармана штанов, может быть, последнюю картофелину, торжественно разрезал её на дольки, чуть солил и клал на печку. С нетерпением  мы оба ждали, когда картошка зарумянится, обжигаясь, ели ­  какая была вкуснота!

Сын Петра Кузмича, Борис  Петрович Бычков, воевал, с боями дошел до Чехословакии, был награжден орденами «Красной Звезды», «Отечественной войны»  и многими медалями. После войны работал в прядильном производстве, вместе с супругой Ниной Павловной воспитали и помогли получить высшее образование трем детям.  Один сын, Владимир, стал детским врачом, второй сын, Юрий – инженером в управлении комбината, дочь Наталья работала медсестрой в лаборатории поликлиники. Сестра  Бориса Петровича, Малкова Маргарита Петровна,  сейчас уже разменяла последний десяток в сотне лет. Проживает в г. Лермонтов Ставропольского края.

Из архива автора.

Из архива автора.

 

Наш досуг

Не было и никаких игрушек, если у кого до войны были велосипеды, то их «мобилизовали» на фронт, вместо них специально изогнутыми проволочными крючками «гоняли» обручи от бочек. В первом подъезде на первом этаже была общая кухня, вдоль стен стояли небольшие дровяные плиты, а середина помещения была свободная.  Здесь по выходным нам  на большом экране, настоящим киноаппаратом показывали кинофильмы: обычно «Сказку о рыбаке и  рыбке» и другие, но все они были без звука – «немые».

 

Рабочие Победы

Шла жестокая война, всё было направлено на фронт, для победы, но комбинат умудрялся при нехватке сырья, топлива продолжать работать и выпускать продукцию, очень нужную фронту…

Подробнее читайте в газете «Родниковский рабочий» от 23 января.

 Рудольф Бедняков

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *