Школа в годы Великой Отечественной войны
В далеком сорок первом году тяготы военного лихолетья коснулись каждый дом, каждое селение. Не обошли они стороной и Парскую школу.
На фронт были призваны бывшие выпускники, а также несколько учителей и сотрудников: Голубев Дмитрий Федорович, Столетов Сергей Федорович, Новиков Роман Матвеевич, пионервожатая Знаменская Зоя. Новый учебный год начался позднее обычного. В сентябре учащиеся старших классов вместе с родителями были заняты уборкой колхозного урожая. За парты вернулись не все. В мае 1941 года пятый класс закончили более 30 учащихся, а в новом учебном году в шестом классе учебу продолжили лишь половина из них. Похожая картина была и других классах. Бывшая учительница и директор Парской школы, выпускница 1942 года Нина Яковлевна Бушуева вспоминала: «Школа испытывала большие трудности: не было чернил, не хватало ручек, учебников. Тетрадей практически не было. Выходили из положения кто как может: писали в книгах между строк, склеивали тетради из кромок газет или из серой оберточной бумаги… Особенно тяжело приходилось в 1943-1944 годах. Многие ученики из удаленных деревень не могли посещать школу из-за отсутствия зимней одежды и обуви. В самой школе не хватало дров. Одно из школьных зданий («белую школу») закрыли. Все классы занимались в здании «красной школы».
В школе ежегодно менялся состав учителей. Мужчин, ушедших на фронт, заменили женщины из числа эвакуированных или направленных в Парскую школу из других селений. В условиях военного времени были отменены уроки рисования, пения, трудового обучения. Осенью сорок первого года начались занятия по военному делу. Старшеклассники изучали средства и правила противовоздушной обороны, санитарное дело.
Бывший выпускник школы Виталий Изосимович Белянин вспоминал, что их, юношей старших классов, собирали в Парском клубе, который находился напротив больницы. Здесь они занимались строевой подготовкой, изучали винтовку, а стрелять ходили к Филисову. В зимнее время были занятия кавалеристской подготовкой, рубили шашкой ивовые прутья. Ночевали в школьном здании на окраине села. Постельные принадлежности и хлеб приносили из дома.
Для детей из дальних деревень школа организовывала ночлег в период осенней распутицы, зимних заносов и весеннего половодья. Так называемое общежитие находилось в «красной школе». Спали на топчанах, сколоченных из досок. Ели похлебку, приготовленную школьной техничкой. И этому были рады ( из воспоминаний ученицы тех лет Лоскутовой А.А. из д.Алешкова).
На военную пору пришлись школьные годы уроженки с.Парское Зои Васильевны Кузнецовой (Алхутовой). «Питание в войну было неважное: первое время еще ничего, а дальше — плохо. Жили, в основном, на картошке. Она заменяла нам хлеб. Отец был на фронте. Мы помогали маме, чем могли. Копали грядки в огороде, ухаживали за домашними животными, запасали корма. Зимой было голодно, а вот летом выручала растительность. С ранней весны находили съедобные травы, собирали ягоды и грибы. Из ботвы моркови и свеклы варили суп. Одевались плохо. Из какой-то мешковины мама шила для нас халаты и платья. Школа помогала многодетным семьям: то обувь дадут, то пальто, то чулки».
Не знали ребята, что такое летний отдых. Каникул практически не было. В начале лета вывозили на поля навоз. Лошадей в колхозе не хватало. Юношам поручали запрягать в упряжки коров и бычков. На небольших телегах возили навоз от коровника, телятника и из дворов колхозников. Бычки очень боялись слепней, поэтому работу начинали рано утром.
В середине лета школьники вместе со взрослыми работали на сенокосе. Мальчишки рано утром выходили с косами на луга, а затем вместе с женщинами убирали сено в сараи или скирдовали. Девочки пололи картофель, работали на овощных участках. Самые младшие выдергивали в посевах пшеницы растения ржи, а после уборки урожая собирали колоски. Учителя работали вместе со своими учениками. «Помню, как вместе с нами теребила горох учительница математики Жирова Римма Михайловна. А после работы нас в колхозе кормили»( из воспоминаний В.И.Бушуевой). «Часто нас кормили гороховым супом и картофельным пюре. А на полдник давали по яйцу. Тогда в колхозе был свой курятник»(из воспоминаний З.В.Кузнецовой-Алхутовой).
В условиях тяжелой обстановки военного времени учителя помогали вселить в детские души веру в победу. Они регулярно знакомили учащихся со сводками Совинформбюро, рассказывали о подвигах советских солдат. «В школе часто нам наша учительница читала статьи из газет. И сама много всего нам рассказывала. Помню, сидим с лампой, а она нам что-нибудь читает или рассказывает. А после бегу домой одна, а деревня наша в 2,5 километрах от школы»( из воспоминаний А. А. Лоскутовой — Озорновой).
А дома все ждали весточек с фронта от своих родных. Не для всех письма с фронта были радостными. Почтальоны приносили и похоронки. Треть из тех, кто был призван на фронт, домой не вернулись. Десятки выпускников Парской школы остались лежать на полях сражений.
Идут годы. Ушли из жизни фронтовики, мало осталось и тех, кто в годы войны был подростком. Поэтому мы должны сохранить память о всех, кто внес свой вклад в Великую Победу. Фронт и тыл в те дни были едины.
Виктор Пастухов, краевед