Школа в годы Великой Отечественной войны

В  далеком сорок первом году  тяготы военного лихолетья  коснулись каждый дом, каждое селение.  Не обошли они  стороной и Парскую школу.

DSC00078

О своих земляках рассказывает краевед Виктор Васильевич Пастухов.

На фронт были призваны бывшие выпускники, а также   несколько учителей и сотрудников: Голубев Дмитрий Федорович, Столетов Сергей Федорович, Новиков Роман Матвеевич, пионервожатая Знаменская Зоя. Новый учебный год  начался позднее обычного.    В  сентябре учащиеся старших классов  вместе с родителями   были заняты уборкой колхозного урожая.  За парты вернулись не все.   В мае  1941 года  пятый класс закончили более 30  учащихся,  а  в новом учебном году в шестом классе  учебу продолжили лишь половина из них. Похожая картина была и  других классах. Бывшая  учительница и директор Парской школы, выпускница 1942 года  Нина Яковлевна Бушуева вспоминала: «Школа испытывала большие трудности: не было чернил, не хватало ручек, учебников. Тетрадей практически не было. Выходили из положения кто как может: писали в книгах между строк,  склеивали  тетради из кромок газет или из серой оберточной бумаги… Особенно тяжело приходилось  в 1943-1944 годах. Многие ученики из удаленных деревень  не могли  посещать школу из-за  отсутствия зимней одежды и обуви. В самой школе не хватало дров. Одно из школьных зданий («белую школу») закрыли. Все классы занимались в здании «красной школы».

В  школе ежегодно менялся состав учителей.    Мужчин, ушедших на фронт, заменили женщины из числа эвакуированных или направленных в Парскую школу  из других селений. В условиях военного времени  были отменены уроки рисования, пения, трудового обучения.    Осенью сорок первого года начались занятия  по военному делу.  Старшеклассники  изучали средства и правила противовоздушной обороны, санитарное дело.

Бывший выпускник   школы Виталий Изосимович Белянин вспоминал, что  их, юношей старших классов,  собирали в  Парском клубе, который находился напротив больницы. Здесь они  занимались строевой подготовкой, изучали винтовку, а стрелять ходили к Филисову. В зимнее время  были занятия кавалеристской подготовкой, рубили шашкой ивовые прутья. Ночевали в школьном здании на окраине села. Постельные принадлежности и  хлеб приносили из дома.

Для детей из дальних деревень школа организовывала ночлег в период  осенней распутицы, зимних заносов и весеннего половодья. Так называемое общежитие находилось в  «красной школе». Спали на топчанах, сколоченных из досок. Ели похлебку, приготовленную  школьной техничкой. И этому были рады ( из воспоминаний ученицы тех лет Лоскутовой А.А. из д.Алешкова).

На  военную пору  пришлись школьные годы уроженки с.Парское   Зои Васильевны Кузнецовой (Алхутовой). «Питание  в войну было неважное: первое время еще ничего, а дальше — плохо. Жили, в основном, на картошке. Она заменяла нам хлеб.  Отец был на фронте. Мы помогали маме, чем могли.   Копали грядки в огороде, ухаживали за домашними животными, запасали корма. Зимой было голодно, а вот летом выручала  растительность.  С ранней весны находили съедобные травы, собирали  ягоды и грибы. Из ботвы моркови и свеклы варили суп. Одевались плохо. Из какой-то мешковины мама шила для нас халаты и платья. Школа помогала многодетным семьям: то обувь дадут, то пальто, то чулки».

Не знали ребята, что такое  летний отдых. Каникул практически не было. В начале лета вывозили на поля навоз. Лошадей в колхозе не хватало.   Юношам поручали  запрягать в упряжки коров и бычков. На небольших телегах   возили навоз от  коровника, телятника и  из дворов колхозников.  Бычки очень боялись слепней, поэтому работу начинали рано утром.

В середине лета школьники  вместе со взрослыми  работали на сенокосе.   Мальчишки рано утром выходили с косами на луга, а  затем вместе   с женщинами  убирали сено  в сараи или скирдовали. Девочки пололи картофель, работали на овощных участках. Самые младшие  выдергивали в посевах пшеницы растения ржи, а  после уборки урожая  собирали колоски. Учителя работали  вместе со своими учениками. «Помню, как вместе  с нами теребила горох учительница математики Жирова Римма Михайловна. А  после работы нас  в колхозе кормили»( из воспоминаний В.И.Бушуевой). «Часто нас кормили гороховым супом и  картофельным пюре. А на полдник давали по яйцу. Тогда в колхозе был свой курятник»(из воспоминаний З.В.Кузнецовой-Алхутовой).

В условиях  тяжелой обстановки военного времени учителя помогали вселить в детские души веру в победу.  Они регулярно знакомили учащихся  со сводками  Совинформбюро, рассказывали  о подвигах советских солдат.   «В школе часто нам наша учительница читала  статьи из газет. И сама много всего нам рассказывала. Помню, сидим с лампой, а она нам что-нибудь читает или рассказывает. А после бегу домой одна, а деревня наша в 2,5 километрах от школы»( из воспоминаний  А. А. Лоскутовой — Озорновой).

А дома все ждали весточек с фронта от своих родных. Не для всех   письма с  фронта  были радостными. Почтальоны приносили и похоронки.  Треть  из тех, кто был призван на фронт, домой не вернулись.   Десятки выпускников Парской школы остались лежать на полях сражений.

Идут годы. Ушли из жизни фронтовики, мало  осталось и  тех, кто в годы войны  был подростком.    Поэтому мы должны сохранить    память о  всех, кто внес свой вклад в Великую Победу.  Фронт и тыл в те дни были едины.

Виктор Пастухов, краевед

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *