Николай Сакин: штрихи к портрету знаменитого офтальмолога

Николай Сакин  (в центре) со своими  родителями.

Лет 45 назад я проходила лечение в «красной» больнице у лор-врача Валентины Иосифовны Мотовиловой. Её палата находилась в хирургическом отделении, куда на скорой довольно часто привозили больных. Однажды днём доставили мужчину с сильнейшим носовым кровотечением. Он страшно кричал от страха и боли. Медики забегали, засуетились, но кровь остановить никак не получалось. Вдруг по отделению пронеслось: «Сакин, Сакина позвали!». И в коридор шаркающей стариковской походкой вошёл среднего роста полноватый пожилой человек в очках и поспешил к операционной. Какие манипуляции он проделал с обессиленным от крика и кровопотери пациентом, мы так и не узнали, но мужчина был спасён. Кровь удалось остановить. Спасителем был знаменитый родниковский врач-офтальмолог Николай Константинович Сакин. 

Как собирался материал

 Николая Константиновича в Родниках знают и помнят прежде всего как выдающегося «глазника», хотя он был, в первую очередь,  виртуозным хирургом, а также имел обширные знания во многих других областях, что помогало  спасать многих тяжёлых пациентов и от тяжёлой инвалидности, и от смерти. Тем не менее, именно блестящие операции на глазах, которые в самых сложных, практически безнадёжных случаях приводили к сохранению и восстановлению зрения, сделали доктора Сакина фактически небожителем. Впрочем, этого звания он вполне  заслуживал по своим нравственным, человеческим качествам. В этом ещё раз убедила меня недавняя встреча с наследниками Николая Константиновича – родственниками его последней жены (своих детей у доктора ни в одном из трёх браков не было). Татьяна и Ольга Пелевины приезжали в Родники посетить могилы родных. Нашли меня через Интернет и рассказали про доктора Сакина много интересного, предоставили копии документов и фотографий из семейного архива. И сегодня мне хочется  поделиться некоторыми фактами о жизни знаменитого доктора, которые я в разное время узнала от  этих и  других людей и нашла сама.

Родители и знаменитый брат

Николай Сакин в детстве с старшим братом Евгением

Николай Константинович Сакин родился 16 декабря 1898 года в селе Поповка недалеко от Саратова (сейчас это территория городского округа).  Когда-­то в эту местность бежали от церковного раскола приверженцы старой веры, потом  стали селиться немецкие колонисты. Край был знаменит садоводством и огородничеством.

Отец Николая Константиновича был земским врачом, мать Варвара Дмитриевна тоже имела отношение к медицине. Больница, открытая в 1895 году, в которой работал Сакин-­старший, действует и поныне. Мать, очевидно, трудилась вместе с ним или в фельдшерско-­акушерском пункте, который тоже был в селе. 

21 января 1898 года у Константина и Варвары Сакиных родился сын Евгений – старший брат Николая Константиновича: разница между их появлением на свет чуть больше 10 месяцев. Евгений Константинович стал известным актёром, народным артистом Узбекской ССР. Он известен под сценическим псевдонимом Злобин, который он взял в честь своего учителя театрального мастерства. Кто был этот учитель, установить пока не удалось.   

Вот, что пишет в статье «Рождение сценического образа» театровед Владимир Островский: «Евгений Константинович Злобин сценическую деятельность начал в 1918 году в Саратове. То, что Е. Злобин талантлив, было заметно сразу, с первых его выходов на сцену, с первых маленьких ролей. Очень скоро он становится востребованным актером. Играл в драматических театрах Днепропетровска, Тбилиси, Баку, Казани, Куйбышева (ныне Самара)…  В 1938 году по приглашению Художественного руководителя Ташкентского русского драматического театра им. М. Горького В. А. Чиркина Е. К. Злобин зачисляется в труппу театра».

Яркие, острохарактерные образы создал Евгений Злобин в спектаклях по пьесам великого русского драматурга  А. Н. Островского,  многогранно  показал себя и в чеховском репертуаре. Для многих зрителей 40­50­х годов Злобин был идеальным исполнителем Репетилова в «Горе от ума» А. С. Грибоедова, Земляники в «Ревизоре» Н. В. Гоголя, Купца Фильберта в «Забавном случае» К. Гольдони, Бубнова в спектакле «На дне» М. Горького, Давида Ренесана в «Клопе» В. Маяковского. «Подлинной сущностью актера была стихия игры, он даже внешне постоянно менялся, ­ пишет театровед. ­ Зрителей поражали мастерство, виртуозность перевоплощения, глубина переживаний, простота жизни на сцене, за которой не чувствовалось утомительного и тяжелого труда».

 Евгений Злобин умер 5 декабря 1959 года и похоронен в Ташкенте, брат пережил его на 24 года.

Университеты  доктора Сакина

Николай Константинович, в отличие от брата, продолжил врачебную династию.  На медицинском факультете Саратовского университета работала целая плеяда выдающихся врачей. Однако годы учёбы Николая Константиновича совпали с революцией и Гражданской войной, которая в тех краях носила очень ожесточённый характер, и доучиваться пришлось в военных госпиталях. В базе данных «Память народа» имеется информация, что военврач родниковского госпиталя №3021 периода Великой Отечественной войны Николай Сакин был призван в Красную Армию в 1919 году. На склоне лет, по свидетельству родственников, доктор неоднократно говаривал: «Не дай нам Бог ещё раз пережить революцию!»

В середине 20­х годов Николай Константинович стал работать вторым врачом в Еланской участковой больнице недалеко от Саратова, где, очевидно, и познакомился со своим  главным учителем в медицине. Это был выдающийся хирург Александр Степанович Русинов (1887­1959 г). Русинов окончил медицинский факультет Казанского университета со званием «Лекарь с отличием». В 1912 году он начинает врачебную практику в качестве заведующего лечебным участком в селе Сластуха Сердобского уезда.  С началом  Первой мировой, а затем Гражданской войны Александр Степанович становится военным врачом и лишь в 1922 году возвращается на «гражданку». Русинова назначили заведующим, первым врачом Еланской больницы, и Николай Сакин оказался в подчинении  у знаменитого доктора, которого впоследствии наградят орденом Ленина и званием «Заслуженный работник РСФСР».

Русинов работал в больнице и непрерывно учился – проходил специализацию в ведущих клиниках страны. Его труды публиковались в «Саратовском вестнике здравоохранения». Он в совершенстве освоил такие сложные медицинские манипуляции, как трепанация черепа при травмах головы, успешно оперировал рак и язву желудка, исправлял косоглазие и мастерски удалял инородные тела из глаз.

Учитель  и ученик

Александр Степанович Русинов был высокообразованным и интеллигентным человеком: прекрасно знал латынь, немецкий и французский языки, много читал. И Николай Константинович Сакин стал его достойным учеником: научился у него мастерски оперировать, быть чутким ко всему новому в медицине, в отношениях с людьми вёл себя сдержанно, благородно. В 1931 году Сакин приехал к  нам в Родники  уже состоявшимся врачом. В 1940 году ездил в Одессу – учиться делать операции на глазах у знаменитого офтальмолога, академика АМН СССР Владимира Петровича Филатова, основателя Института глазных болезней и тканевой терапии. Таким образом, «глазная» специализация у доктора Сакина определилась ещё до войны, закрепилась в условиях военного госпиталя и  достигла впечатляющих высот впоследствии, когда в родниковской районной больнице открыли целое «глазное» отделение, а к доктору стали приезжать пациенты даже из Москвы.  Он возвращал зрение людям, от которых отказывались другие врачи. Удивительно, но в условиях обычной районной больницы ему удавалось проводить операции очень высокого уровня. Это – результат огромной работы над собой и, конечно, таланта.  При своей узкой специализации, он не переставал оказывать обычную хирургическую и не только хирургическую помощь людям. Так, Николай Константинович спас от смерти свою будущую приёмную дочь Нэллу, получившую тяжёлую черепно-­мозговую травму при ДТП: успешно провёл  сложнейшую операцию на черепе.

 Человек высокой  пробы

 В докторе Сакине была большая внутренняя культура, благородство, что притягивало к нему людей. Все три брака его были счастливыми. Сакин дружил с другим нашим выдающимся доктором­ фтизиатром Алексеем Салеевым и широким кругом интеллигентных, образованных людей. Компанией они почти каждую субботу выбирались на природу, а летом совершали автопутешествия. Старожилы Родников помнят, как Николай Константинович в белых перчатках ( он очень берёг свой рабочий инструмент – руки) прогуливался по улице с любимым сеттером Мажором – не просто охотничьей собакой, но и членом семьи.

 Помимо грамот и благодарностей, медали  «За доблестный труд» Николай Константинович Сакин был награждён орденом «Знак Почёта» и получил высокое звание «Отличник здравоохранения».  Этот материал – дань памяти о нём и бесконечного к нему уважения.

Ольга Ступина

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *