Как отмечали Девяту в Костроме
В Родниках с незапамятных времён и примерно до конца 60-х годов прошлого века отмечали годовой праздник Девяту, который был связан с почитанием Параскевы Пятницы (покровительницы текстильного промысла) в пятницу на девятой неделе после Пасхи. По церковному календарю память великомученицы Параскевы отмечается 10 ноября (по новому стилю), а летнее празднование, по-видимому, отголосок древних языческих верований, связанных с культом богини Мокоши (Матери Сырой Земли), рода и плодородия. В дореволюционные годы на Девяту в центре села Родники устраивали ярмарку, народные гуляния. Ярмарка, как свидетельствует статистический справочник 1872 года, начиналась в четверг и заканчивалась в субботу. А вот ещё один интересный материал про Девяту и не только.
Традиции празднования
Как выяснилось, особое отношение к девятой неделе после Пасхи издревле было не только в Родниках, но и в Костроме, с которой исторически была связана большая часть нашего района и современного города. В столице губернии так же, как и у нас, по-видимому, почитали и Ильин день, вернее – Ильинскую, 11-ю неделю, после Пасхи. Предлагаем вашему вниманию красноречивый отрывок из статьи Л. А. Колгушкина «Костромская старина», опубликованный в краеведческом альманахе «Костромская земля» (издание Костромского фонда культуры) в 1995 году.
«Ярмарки в городе Костроме проводились два раза в год: 14 марта была так называемая Федоровская ярмарка, которая продолжалась всего 34 дня, и более продолжительная — «Девятая». Она открывалась в воскресенье на девятой неделе после Пасхи и кончалась в субботу на одиннадцатой неделе.
Если Федоровская ярмарка проходила ранней весной, в самую распутицу, то Девятая всегда была в начале лета — при наступлении жарких, погожих дней. Эта ярмарка приурочивалась к дням памяти о стихийных бедствиях — пожарах, постигавших город Кострому в прошлом и позапрошлом веках. В память этих событий были установлены крестные ходы вокруг города в течение трех последующих воскресных дней, начиная с девятого после Пасхи. Каждый раз обходили третью часть города. После церковной службы в соборе весь состав духовенства с иконами, хоругвями, в парчовом облачении, с кадилами и пением соответствующих молитв собирался на соборной площади при большом стечении молящихся (преимущественно крестьян из окрестных деревень) и медленно направлялся по определенному маршруту вокруг одной части города. Духовенство церквей, находящихся по пути следования хода, с такими же религиозными атрибутами присоединялось к нему.
Вся эта церемония очень напоминала древние мистерии, когда человечество против неумолимых сил природы не имело никаких других средств борьбы, кроме просьбы и умиротворения мистического божества. По пути следования хода, по распоряжению полиции, домовладельцы обязывались выносить кадки с водой и кружки для утоления жажды богомольцев. При этом никаких, даже самых элементарных, правил санитарии не соблюдалось, а на немощеных улицах от движения массы людей поднимались целые облака пыли, которая тут же оседала и на кадки с водой, и на продукты и сладости, которые продавались с рук предприимчивыми лотошниками.
Крестьяне задолго готовились к этим торжественным дням и, завязав в узелок свою лучшую летнюю одежду, перекинув через плечо кожаную обувь, босиком шагали до городских окраин, где умывались у ближайшей водокачки, надевали обувь и шли в крестный ход. Преобладали женщины и подростки. Ничего не было удивительного, что крестьяне десятками лет пользовались одной парой обуви — они носили ее больше на плече, чем на ногах.
После окончания крестного хода все шли в центр города, где уже был поднят флаг ярмарки. На плацу, между торговыми рядами, от памятника Ивану Сусанину до часовни против Молочной горы, было сооружено несколько рядов досчатых торговых полков, в которых с исключительным искусством раскладывались ярмарочные товары. Все было рассчитано на привлечение внимания любого покупателя — от малого до старого.
Товары для детей
В первом ряду торговали детскими игрушками, привезенными из Сергиева Посада, Палеха, Семеновского и т.д. Чего только тут не было: куклы, сабли, барабаны, дудки, деревянные матрешки, детские пистолеты, гармошки, настольные игры и прочее. Толпы ребят с утра и до вечера стояли перед этими «магазинами», завидуя счастливчикам, которым родители имели возможность купить дорогую и красивую игрушку…
Продолжение читайте в газете «Родниковский рабочий» от 1 ноября.
Подготовила Ольга Ступина