Чем люди жили в Парском, в Горкине, в Острецове

Самые обширные данные о наших сёлах и деревнях, как известно, собрали наши выдающиеся краеведы Владимир Сафронов и Виктор Пастухов. Но сегодня я позволю себе привести данные и почти забытого собирателя родниковской истории Ивана Вихрева – одного из первых рабселькоров нашей газеты, в 50-­е годы прошлого века написавшего воспоминания и материалы для книги о Родниках и районе.

Он писал, что «Парское бойкое, торговое было село», что в нём «много любителей кустарного производства». В частности, «здесь были кустари-­гребенщики, варщики клея». «Из всех мелких кустарей-­гребенщиков вышел в купцы род Лобановых». Представитель этого рода ­- Сергей Лобанов имел до 100 человек рабочих по найму. На его фабрике трудились по 10 часов.

Вихрев пишет, что Сергей Лобанов был церковным старостой. В 1912 году на Пасху, во время заутрени, он продавал в храме свечи. Когда свечи кончились, он вышел на улицу и застрелился из револьвера на могиле своего отца, находившейся возле храма. Записки не оставил. По поводу самоубийства Лобанова было много разговоров, «но они сводились к одному, что ему было дано задание от кадетской партии убить царя, но он пожалел убить царя, а себя убить не пожалел». Такое вот ЧП волостного масштаба.

«На берегу Парши было частновладельческих 15 шалашей по обработке кирпича, ­ сообщает Вихрев, ­- кроме красного кирпича, вырабатывали подовой чёрный в квадрате на 24 см». Такого подового кирпича, как в Парском, в других местах найти было трудно, качествами обладал отменными. По свидетельству Вихрева, парские крестьяне «в зимнее время пекли из белой муки калачи, продавали их на базарах в Родниках, в Васильевском и в Шуе. Ежегодная Парская ярмарка начиналась 29 августа и длилась целую неделю. «В продаже славились белые сушёные грибы. За ними приезжали даже из Киева и Москвы».

В селе Горкино тоже была ярмарка ­- «на Спасов день, 6 августа по старому стилю». По свидетельству Вихрева на этой ярмарке основным товаром был хлеб нового урожая, а именно, рожь – одни продавали, а другие покупали для озимого сева. Также продавались изделия местных кустарей: тарантасы, телеги, колёса, корзины, горшки и прочее.

В селе Острецово, пишет в своих воспоминаниях Вихрев, было развито сапоговаляльное ремесло. В советское время (воспоминания относятся к 50-­м годам) в селе работала сапоговаляльная артель. Были «крупные торговцы-­кулаки Чернышёвы, Балеевы и другие». Их товар – мука, бакалея.

Ольга Ступина,
по материалам архивного отдела райадминистрации

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *