«Лишь бы наступил он, этот самый долгожданный, заревой, Победный день»
Вспомним, сколько горя, страданий, лишений принесла война гражданским, мирным людям и почему для тех, кто это пережил, День Победы – самый великий, самый светлый день в году. Слово – женщинам-ветеранам труда, детям и подросткам военных лет, оставившим воспоминания о тех жестоких годах:
Аля Григорьевна Смирнова (Кузина):
«Когда началась война, мне было 7 лет. Я закончила первый класс. Жили мы тогда в Воронежской области. Кроме меня, в семье был ещё младший брат. Ему было 4 года.
Помню, мы, дети, гуляли на улице и увидели, как с самолёта сбросили парашютистов. Мы сообщили об этом в милицию. Оказалось, что те парашютисты были нашими врагами. Вскоре стало известно, что фашисты находятся от нас всего в 12 километрах. Население стали срочно эвакуировать. С собой взяли только самое необходимое и документы. Когда налетали самолёты, мы прятались в пшеничном поле, садились рядом с мамой и дедушкой (дедушка приехал к нам из Родников погостить). Что творилось, мне не забыть никогда: крики, плач, свист осколков, разрывы бомб.
Деревня, в которой мы остановились, находилась недалеко от станции Байчурово. Мама стала работать в колхозе на лошадях. Деревню не один раз бомбили, и мы вынуждены были перебираться в другие населённые пункты. По дороге сердобольные люди выносили нам еду. Мама стеснялась принимать подаяние, но ради нас брала. Очень хотелось кушать!
День Победы я помню очень хорошо. Радостную весть о Победе сообщили в военкомат 8 мая в 4 часа утра. Это был праздник, действительно, со слезами на глазах!»
Галина Ивановна Саулова:
«Я родилась 5 ноября 1934 года в д. Корцово Родниковского района. Кроме меня, в семье были ещё брат Борис 1940 г.р. и сестра Нина 1938 г.р. Мой отец, Саулов Иван Иванович, ушёл на фронт 5 ноября 1941 года. Пропал без вести в апреле 1942 года. Остались мы, маленькие дети, и мама Софья Тихоновна. Мама работала в колхозе, в поле. Мне было 7 лет, и я вместе с мамой работала в поле. Ещё развозила навоз с конного двора. За работу не платили, только ставили в журнале палочки. Жили мы очень тяжело. Наверное, умерли бы с голоду, если бы бабушка, мамина мать, не кормила нас картошкой».
Нина Яковлевна Кулазина (Дубкова):
«Я родилась в деревне Ахидовка Родниковского района 3 декабря 1924 года. В нашей семье было трое детей. Отец был хорошим мастером: сапожник, умел шить и вязать, всю мужскую работу по хозяйству выполнял. Незадолго до войны моего отца репрессировали и отправили на Кольский полуостров. Он там пробыл пять лет.
Во время войны мама дома бывала редко – приходилось стоять у станка по много часов подряд. Хозяйством занималась я: и стирала, и готовила, и корову доила. А ещё и огород копать надо, за младшими детьми ухаживать. Также мы, девчонки и мальчишки, помогали в колхозе. Приходилось возить навоз на поля, жать серпами хлеб. В жару мы, совсем юные девушки, вместе с женщинами жали рожь. Ни в чём не уступали взрослым – отличались только тем, что руки и ноги часто были изранены стернёй и острым серпом, кровоточили. Но мы не жаловались, на такие пустяки внимания не обращали. Техники тогда в колхозах не было, практически всё выполняли вручную. Питались мы очень плохо – приходилось есть гнилую мороженую картошку. О настоящем хлебе только мечтали. Ходили, можно сказать, разутыми. В 1942-1943 годах мы помогали строить аэродром. И вообще, помогали взрослым, чем могли и как могли.
После работы мы ходили по госпиталям (их в Родниках было три). Выступали перед ранеными, пели для них песни, читали стихи. Помогали санитаркам перевязывать раненых, писали раненым письма домой. Мы и сами писали письма на фронт, вязали из ровницы носки отправляли посылки на передовую. Молодые солдаты присылали нам письма в ответ со своими фотографиями. Среди тех, с кем я переписывалась, был и мой земляк Алексей Кулазин. С ним мы дружили до войны. Он вернулся живым и стал моим мужем. Вот, что писал он мне с фронта: «Я чувствую, что я здесь не одинок. В дыму и в огне ты будешь выручать меня из беды. Меня не убьёт пуля, потому что ты меня ждёшь и притом не одна, а совместно с матерью. Иногда я вижу вас, сидящих за столом вечером, как две горящие ярким светом свечи, от которых свет долетает далеко, до меня». Алексей писал мне часто. Если долго не было письма, становилось страшно – жив ли он? А может быть, ранен? Он описывал в своих письмах города и деревни, где они вели бои. Писал, как скучает по дому, как мечтает, чтобы война побыстрее закончилась.
Победа в войне – это заслуга и тех, кто сражался с врагом на фронте, и тех, кто работал в тылу, не жалея себя».
Подготовила Ольга Ступина