Подвиг, оставшийся без награды

В статье Ольги Ступиной в «Родниковском рабочем» за 22 февраля этого года «Их «поставил на крыло» Вичугский аэроклуб» названы четыре наших земляка, обучавшихся в  этом аэроклубе. Я нашёл ещё одного уроженца Родниковского района, который тоже учился там летать. Кроме Героя Советского Союза Михаила Шилова,  Николая Крупина, братьев Виталия и Бориса Рябчиковых,  в список нужно включить ещё уроженца села Болотново Ивана Андреевича Донцова. 21 июня 1983 года в нашей же газете о нём писал  Борис Степанович Марков ­ в статье «Он повторил подвиг Николая Гастелло». Тогда был ещё жив брат героя, ветеран Великой Отечественной войны Павел Андреевич Донцов. Он и предоставил, очевидно, эту информацию. Старший брат вспоминал: «Иван, как и тысячи молодых людей тех лет, был «болен» авиацией, занимался в аэроклубе и, естественно, стал военным лётчиком».

Лётчик-­герой Иван Донцов

Сведения из статьи о биографии Ивана Андреевича Донцова подтверждаются рассекреченными в 2007 году документами. В учётно-­послужной карточке написано, что родился он 4 октября 1917 года в селе Болотново Родниковского района.  Б.С. Марков пишет: «Семья жила в селе, а отец Андрей Дмитриевич, как и многие другие в округе, работал на текстильных предприятиях Вичуги. В 1918 году он умер, а друзья отца, коммуниста с большим партийным стажем, решили позаботиться о семье, в которой, кроме младшего Ивана, было ещё четверо детей: Александра, Николай, Павел и Зинаида. Они добились, чтобы вдове Анне Павловне и детям была в Вичуге выделена квартира». Как следует из документов, семилетку Иван закончил в 1931 году. Членом ВЛКСМ стал в 1934-­м. После окончания школы Иван, вероятно, работал на одном из предприятий Вичуги, так как в графе профессия указано — слесарь. Вскоре, возможно, и женился, в графе семейное положение числится — женат.

Занимаясь в Вичугском аэроклубе, Иван мечтал поступить в лётное училище.  И это ему удалось. 15 ноября 1938 года он стал курсантом 1­-го Чкаловского военного авиационного училища им. К.Е. Ворошилова. Закончил его в конце 1939 года. Приказом НКО № 05072 от 23 декабря ему была присвоена специальность «лётчик». Читаем: «выпустить младшим лётчиком в истребительную авиацию с присвоением воинского звания младший лейтенант».

Сразу же Иван Андреевич Донцов был зачислен в 32­-й истребительный авиаполк Забайкальского военного округа. Ещё до войны, 26 февраля 1941 года, он стал лётчиком-­инструктором в Забайкальской военной авиационной школе пилотов, а с 17 марта 1941 года там же уже инструктором-­пилотом по технике пилотирования и теории полёта. «С первых же дней войны он рвался в бой, но кому-­то надо было готовить и новые кадры авиаторов». И вот, наконец, 13 января 1942 года Ивана Андреевича зачисляют в 1-­й запасной авиаполк, который базируется в Арзамасе. 28 июня он получает звание лейтенанта, а 20 июля его переводят командиром звена в 192-­й истребительный авиаполк, который участвовал в боевых действиях в составе 14-­й воздушной армии на Волховском фронте. В одном из боёв в августе 1942 года Иван Андреевич Донцов  повторил подвиг Николая Францевича Гастелло, который в июне 1941 года направил свой горящий самолёт на колонну  фашистской техники.

Фронтовая газета «Крылья Родины» писала: «…Был у нас лётчик лейтенант Донцов. Вечно мы будем помнить о нём. Он совершил бесстрашный подвиг. Гитлеровские войска наступали. Вражеские танки подошли к одному водному рубежу, и Донцов получил задание разбомбить переправу. Сделать это было нелегко. Враг вёл ураганный зенитный огонь. Самолёт Донцова над целью был подбит. И тогда лётчик решил пожертвовать собой, но остановить врага. Он направил свой самолёт на переправу и уничтожил её».

Чьи это воспоминания и когда была написана заметка, к сожалению, неизвестно. Очевидно, вырезка из газеты хранилась в семье Ивана Андреевича. Из сводной базы данных сайта «Память народа» известно место захоронения нашего земляка. Это город Кириши Ленинградской области. Около него он и совершил свой последний подвиг.

Всего за годы Великой Отечественной войны советскими лётчиками было совершено более пятисот таранов наземной цели. В немецких архивах зафиксировано ещё около двадцати случаев подобной атаки, не зарегистрированных у нас. Несмотря на то, что тараны, включая огненные, не были предусмотрены уставом, советское командование относилось к ним в целом положительно и считало проявлением героизма. Соответственно, летчики, пошедшие на таран, практически всегда получали награду. Прославлять пошедших на таран авиаторов Совинформбюро начало после подвига Николая Гастелло. Командование Красной армии использовало его пример в пропагандистских целях. Посмертно он был удостоен звания Героя Советского Союза.

Судя по базе данных сайта «Подвиг народа», никаких наград Иван Андреевич Донцов не имел, а ведь даже за попытку совершить подобное, пусть даже и не успешную, другие лётчики получали высокие награды. Или, как Николай Гастелло, становились Героями Советского Союза. В Родниках есть улица Гастелло, а вот улицы такого же героя, нашего земляка Ивана Донцова нет ни в городе, ни в его родном селе.  Но он достоин нашей памяти. Его подвиг не должен быть забыт.

        Владимир Максимов, краевед.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *