Подвиг, оставшийся без награды
В статье Ольги Ступиной в «Родниковском рабочем» за 22 февраля этого года «Их «поставил на крыло» Вичугский аэроклуб» названы четыре наших земляка, обучавшихся в этом аэроклубе. Я нашёл ещё одного уроженца Родниковского района, который тоже учился там летать. Кроме Героя Советского Союза Михаила Шилова, Николая Крупина, братьев Виталия и Бориса Рябчиковых, в список нужно включить ещё уроженца села Болотново Ивана Андреевича Донцова. 21 июня 1983 года в нашей же газете о нём писал Борис Степанович Марков в статье «Он повторил подвиг Николая Гастелло». Тогда был ещё жив брат героя, ветеран Великой Отечественной войны Павел Андреевич Донцов. Он и предоставил, очевидно, эту информацию. Старший брат вспоминал: «Иван, как и тысячи молодых людей тех лет, был «болен» авиацией, занимался в аэроклубе и, естественно, стал военным лётчиком».
Сведения из статьи о биографии Ивана Андреевича Донцова подтверждаются рассекреченными в 2007 году документами. В учётно-послужной карточке написано, что родился он 4 октября 1917 года в селе Болотново Родниковского района. Б.С. Марков пишет: «Семья жила в селе, а отец Андрей Дмитриевич, как и многие другие в округе, работал на текстильных предприятиях Вичуги. В 1918 году он умер, а друзья отца, коммуниста с большим партийным стажем, решили позаботиться о семье, в которой, кроме младшего Ивана, было ещё четверо детей: Александра, Николай, Павел и Зинаида. Они добились, чтобы вдове Анне Павловне и детям была в Вичуге выделена квартира». Как следует из документов, семилетку Иван закончил в 1931 году. Членом ВЛКСМ стал в 1934-м. После окончания школы Иван, вероятно, работал на одном из предприятий Вичуги, так как в графе профессия указано — слесарь. Вскоре, возможно, и женился, в графе семейное положение числится — женат.
Занимаясь в Вичугском аэроклубе, Иван мечтал поступить в лётное училище. И это ему удалось. 15 ноября 1938 года он стал курсантом 1-го Чкаловского военного авиационного училища им. К.Е. Ворошилова. Закончил его в конце 1939 года. Приказом НКО № 05072 от 23 декабря ему была присвоена специальность «лётчик». Читаем: «выпустить младшим лётчиком в истребительную авиацию с присвоением воинского звания младший лейтенант».
Сразу же Иван Андреевич Донцов был зачислен в 32-й истребительный авиаполк Забайкальского военного округа. Ещё до войны, 26 февраля 1941 года, он стал лётчиком-инструктором в Забайкальской военной авиационной школе пилотов, а с 17 марта 1941 года там же уже инструктором-пилотом по технике пилотирования и теории полёта. «С первых же дней войны он рвался в бой, но кому-то надо было готовить и новые кадры авиаторов». И вот, наконец, 13 января 1942 года Ивана Андреевича зачисляют в 1-й запасной авиаполк, который базируется в Арзамасе. 28 июня он получает звание лейтенанта, а 20 июля его переводят командиром звена в 192-й истребительный авиаполк, который участвовал в боевых действиях в составе 14-й воздушной армии на Волховском фронте. В одном из боёв в августе 1942 года Иван Андреевич Донцов повторил подвиг Николая Францевича Гастелло, который в июне 1941 года направил свой горящий самолёт на колонну фашистской техники.
Фронтовая газета «Крылья Родины» писала: «…Был у нас лётчик лейтенант Донцов. Вечно мы будем помнить о нём. Он совершил бесстрашный подвиг. Гитлеровские войска наступали. Вражеские танки подошли к одному водному рубежу, и Донцов получил задание разбомбить переправу. Сделать это было нелегко. Враг вёл ураганный зенитный огонь. Самолёт Донцова над целью был подбит. И тогда лётчик решил пожертвовать собой, но остановить врага. Он направил свой самолёт на переправу и уничтожил её».
Чьи это воспоминания и когда была написана заметка, к сожалению, неизвестно. Очевидно, вырезка из газеты хранилась в семье Ивана Андреевича. Из сводной базы данных сайта «Память народа» известно место захоронения нашего земляка. Это город Кириши Ленинградской области. Около него он и совершил свой последний подвиг.
Всего за годы Великой Отечественной войны советскими лётчиками было совершено более пятисот таранов наземной цели. В немецких архивах зафиксировано ещё около двадцати случаев подобной атаки, не зарегистрированных у нас. Несмотря на то, что тараны, включая огненные, не были предусмотрены уставом, советское командование относилось к ним в целом положительно и считало проявлением героизма. Соответственно, летчики, пошедшие на таран, практически всегда получали награду. Прославлять пошедших на таран авиаторов Совинформбюро начало после подвига Николая Гастелло. Командование Красной армии использовало его пример в пропагандистских целях. Посмертно он был удостоен звания Героя Советского Союза.
Судя по базе данных сайта «Подвиг народа», никаких наград Иван Андреевич Донцов не имел, а ведь даже за попытку совершить подобное, пусть даже и не успешную, другие лётчики получали высокие награды. Или, как Николай Гастелло, становились Героями Советского Союза. В Родниках есть улица Гастелло, а вот улицы такого же героя, нашего земляка Ивана Донцова нет ни в городе, ни в его родном селе. Но он достоин нашей памяти. Его подвиг не должен быть забыт.
Владимир Максимов, краевед.