Инженер, «угодный Будде»
20 марта исполнилось 80 лет Юрию Тимофеевичу Калинкину. Вся его жизнь связана с нашим знаменитым, орденоносным комбинатом «Большевик». Ветераны предприятия знают его как руководителя ремонтно-механических цехов в ткацком и красильно-отделочном производстве, литейно-механического завода. А люди помоложе — ещё и как преподавателя текстильного техникума, обучившего немало помощников мастеров и мастеров.
Юрий Тимофеевич говорит, что с малых лет легко осваивал любое дело, за которое брался. Совсем ребёнком в годы войны от отца-сапожника перенял сапожное ремесло и в юности мог вполне профессионально шить обувь. Но душа больше всего лежала к технике, механике, машиностроению, поэтому, имея прочные знания, решил получать высшее техническое образование. Дважды (в 1954 и 1955 годах) поступал в текстильный институт и в хим, но каждый раз недобирал балла. Конкурс был тогда огромный — семь человек на место, и получить заветный студенческий билет было очень сложно. «Надо было принимать предложение декана и учиться вольным слушателем — без общежития и стипендии, но я тогда попросту не понимал, что это такое, и забрал документы, — комментирует сейчас свой «провал» Юрий Тимофеевич. — Товарищ предложил ехать в Рыбинск. Там в техническом училище №3 шёл набор на токарей, фрезеровщиков. Поступил и через год выпустился с отличием, работал на Рыбинском военном авиамоторном заводе, хотел поступать на вечернее в местный филиал Московского авиационного института. Но, оказалось, не судьба: отец затеял ремонтировать дом и вызвал в Родники помогать. Срубы теперь умею делать».
В городе с работой было туго. Юрию Тимофеевичу с трудом удалось устроиться слесарем в РМЦ красильно-отделочного производства. Новую профессию освоил быстро. Бригада подобралась отличная — в труде всегда были первыми, занимались рационализаторством. Вскоре Юрию Тимофеевичу как одному из самых активных комсомольцев и перспективных молодых специалистов дали направление на целевое обучение на механическом факультете текстильного института: комбинат выплачивал стипендию, даже с 15% надбавкой. Тут поступил уже влёгкую: набрал 21 балл при проходном 15.
Жизненные интересы будущего инженера были самыми разнообразными. Успешно занимался сразу несколькими видами спорта: вольной борьбой, боксом, лыжами, по пулевой стрельбе выполнил норматив кандидата в мастера спорта. Практически без посторонней помощи научился играть на баяне — с месяц всего походил в музыкальный кружок в училище. Впоследствии у него обнаружился ещё и голос — несколько лет пел в знаменитом хоре отдела главного механика, которым руководил выпускник консерватории Александр Михайлович Жуковский.
По окончании вуза Юрий Тимофеевич год с небольшим проработал мастером механического участка ткацкого производства, затем около двух лет возглавлял здешний РМЦ, а в декабре 1969 года его назначили начальником РМЦ красильно-отделочного производства, с которым связана значительная часть его трудовой биографии. Одновременно, в течение 27 лет пришлось преподавать сразу несколько технических дисциплин в текстильном техникуме — там не хватало преподавателей.
На комбинате в 70-е годы началась активная модернизация и обновление производства, и ремонтники играли здесь ключевую роль. Юрий Тимофеевич показал себя человеком вдумчивым, дельным, технически грамотным. Ему приходилось решать серьёзные производственные задачи, самая необычная из которых была, пожалуй, принимать в Японии в 1978 году закупленное оборудование для строящейся красильно-отделочной фабрики.
«Предложение отправиться в Страну восходящего солнца застало меня врасплох, — говорит Юрий Тимофеевич. — Должен был ехать начальник химлаборатории Николай Николаевич Кларк, но не прошёл проверку госбезопасности — его отец был репрессирован. Меня, видимо, выбрали в последний момент, тоже проверяли, утвердили и дали всего три дня на сборы. В срочном порядке пришлось приобретать приличный костюм, обувь и всё такое прочее. Чудом достал русско-японский разговорник и уже во время сборов, в дороге учился японскому языку — до сих пор помню некоторые фразы и их перевод…»
Продолжение материала читайте в газете «Родниковский рабочий» от 22 марта.
Ольга Ступина