На открытие клуба съехались знаменитости из столицы
Мы продолжаем знакомить читателей с объектами культурного наследия, расположенных на территории Родниковского района.
«Клуб для служащих фабрики Красильщиковых стоит в ряду застройки главной улицы, масштабно выделяясь среди преимущественно усадебной застройки. Здание выстроено вскоре после 1905 г. на средства владельцев местной фабрики Красилыциковых. Кирпичные стены оштукатурены. Над первоначально одноэтажным входным тамбуром надстроенная кинобудка, в вестибюле первого этажа — перегородки. Единственный в городе хороший образец неоклассицизма, сохранивший отделку интерьеров.
Основной объем здания состоит из двух поставленных перпендикулярно прямоугольных корпусов одной высоты, но разной этажности. Торцы трехэтажной части на протяженных фасадах выделены небольшими ризалитами. По отношению к основному объему сильно понижены входной тамбур и фойе (со стороны двора).
Нижняя часть стен трактована как цоколь и в двухэтажном корпусе совпадает с первым этажом. Она завершена профилированной тягой, выше которой стены разделены коринфскими пилястрами большого ордера, сдвоенными на ризалитах главного фасада. Фриз антаблемента и промежутки между основными (арочными) и верхними (квадратными) окнами двухэтажной части (здесь расположен двусветный зал) декорированы гирляндами. Сильно вынесенный карниз дополнен мутулами. На трехэтажном корпусе окна расположены в других уровнях.
Первый этаж занимал просторный вестибюль и фойе с лестницей, ведущей в фойе второго этажа. Над вестибюлем — двусветный зрительный зал. В торцовой трехэтажной части здания были размещены дополнительные лестницы, служебные помещения и сцена. Декор интерьеров стилистически идентичен фасадному, но отличался большим разнообразием и тонкостью исполнения. Стены парадной лестницы были прорезаны арочными нишами с алебастровыми вазами, украшенными лепным орнаментом. Развитый карниз с гирляндами во фризе переходил на стены фойе. Особенно наряден был зрительный зал, где на стенах помещены геральдические композиции с грифонами. Стены завершались фризом из гирлянд и массивным карнизом на консолях. Кессонированный потолок украшали лепные розетки. На старых филенчатых дверях кое-где сохранились гнутые ручки». (Свод памятников архитектуры… Ч. 3 С. 145-146.).
В рамках социальной программы, по заданию Красильщиковых, архитектор Леонид Романович Сологуб разработал индивидуальный проект здания Общественного собрания (клуб). И в 1912 году на месте сгоревшего деревянного здания было возведено новое, но из-за нехватки денег и других трудностей в проект здания пришлось внести существенные поправки. Так, это уникальное здание лишилось северного крыла с малым залом во втором этаже, а большой зрительный зал — балкона, что отрицательно сказалось на его акустике. В целом же архитектурное и скульптурное оформление здания выдержаны в соответствии с проектом. Выполнено оно было в классическом стиле и признанно «монументальным». А о том, что не удалось воплотить в 1912 году, Красильщиковы сказали: «Достроим потом».
Торжества по случаю открытия этого культурного очага в Родниках состоялись в феврале 1913 года. Само здание предназначалось не для прохожих и всех «кому не лень», а для членов клуба — прослойки достаточно развитых, культурных и инициативных рабочих, служащих и интеллигенции фабричного села, которые принимались в члены клуба по рекомендации не менее трех уважаемых людей с записью в тот или иной кружок художественной самодеятельности, получали членский билет и медный жетон — пропуск в само здание. Все члены клуба платили вступительные и ежегодные денежные взносы и имели строго определенные обязанности, отраженные в уставе.
Кому довелось быть на открытии этого нового в Родниках очага культуры, вспоминали об этом событии как о сказочном сне. В зрительном зале сверкала золотая люстра, в фойе и в зале потолки поражали великолепием лепнины на библейские темы. Ниши стен украшали греческие сосуды, а по сторонам стояли скульптуры римских и греческих философов. На торжество из Москвы и Петербурга съехались знаменитые артисты: солист Мариинского театра В.И. Касторский, солист Большого театра С.И. Мигай и многие другие. Для этого случая многие пошили себе бальные платья и фраки. Перед публикой на «Бис!» спели сами Николай Михайлович и его красавица-жена Елизавета Алексеевна Красильщиковы, также чудесная певица, удостоившаяся вдохновенной кисти художника В.А. Серова, написавшего ее портрет.
В 1918 году в здании расположился «Пролеткульт», а следом комитеты партии большевиков и комсомола. Под лепниной на библейские темы атеисты-безбожники чувствовали себя неуютно, а поэтому «юные конармейцы» в считанные дни сбили почти всю лепнину с потолков. В таком виде здание простояло до 1924 года, когда Общественное собрание, по решению ВЦИК СССР стало именоваться клубом имени В.И.Ленина.
В новых условиях клубу пришлось пережить и утраты. Комсомолец двадцатых годов А. Чистов писал в своих воспоминаниях: «На чердаке клуба был резервуар на 10 000 ведер воды. Эта канистра должна быть наполнена водой, разливающейся по всей системе. Часто, как только мы резервуар наполняли, воду приходилось снова сливать, так как обнаруживались течи в новых и новых местах. Опять приходилось менять худые радиаторы и трубы. Но люди после работы приходили в клуб и работали там до полуночи. Это было адски тяжело, но ведь клуб — средоточие всей общественной жизни, а поэтому надо было, во что бы то ни стало, решать эту задачу. При этом клубная работа не затихала ни на минуту».
Дочь знаменитого в Родниках фабричного доктора Д.А. Булашевича О.Д. Герман при Красильщиковых являлась членом Общественного собрания и поэтому поводу рассказывала, что Общественное собрание имело автономную систему от котла, стоявшего в подвальном помещении. После революции там все было брошено на самотек и из-за халатности «пролеткультовцев» отопительная система не раз замерзала и лопалась, вода заливала оба этажа клуба, паркетные полы превращались в ледяные катки, стены здания покрывались сосулями. Отопительную систему к фабричным котельным подключили лишь в 1924 году, когда пустили долго стоявшие фабрики в работу. Тогда же выяснилось, что дорогой реквизит Общественного собрания бесследно исчез.
Новые испытания клубу пришлось пережить в первый год Великой Отечественной войны, когда в начале зимы 1941-1942 годов клуб превратился в медсанбат для «сортировки» раненых бойцов и командиров, поступавших по железной дороге с Калининского фронта. На первых порах кровати и нары с ранеными размещались в фойе и зрительном зале, где им оказывали первую медицинскую помощь, а потом развозили по госпиталям, а скончавшихся — в братские могилы на кладбище. И тогда, после освобождения клуба от раненых, профком комбината «Большевик» многого там не досчитался и, что всем бросилось в глаза, не стало дорогих золоченых люстр, которые так украшали клубные залы. Утешались тогда обывательским лозунгом: «Война все спишет…».
1960-е годы стали золотой страницей в истории клуба имени Ленина. Тогда художественная самодеятельность клуба считалась одной из лучших в России. Хоровой, танцевальный и музыкальный коллективы, как правило, выходили победителями и призерами областных и республиканских смотров народного творчества во многом благодаря таланту руководителей и ветеранов клуба, помнящих бывшее Общественное собрание Красильщиковых не понаслышке.
На протяжении 90 лет клуб оставался местом отдыха родниковцев. Здесь проходило много интересных мероприятий: «Играй, гармонь», «Золотой шлягер», дискотеки для молодежи, кукольные спектакли для детей. Несколько лет подряд здесь проводился фестиваль искусств «Красная гвоздика». Ежегодно приезжали сюда знаменитые артисты со всей России.
Сейчас в клубе располагается торговый центр «КЛУБничка».
Людмила Яблокова,
зав.отделом культуры