Техосмотр отменили не для всех
Благодаря поправкам к федеральным законам «О техническом осмотре транспортных средств» и «О государственной регистрации транспортных средств» с этого года владельцы легковых автомобилей и мототранспорта освобождаются от обязательного прохождения техосмотра, если используют транспорт только в личных целях.
Правда, в некоторых случаях проходить техосмотр все равно придется. ЦУР Ивановской области узнал у экспертов, в каких ситуациях диагностическая карта все же потребуется.
Изменения в законы о техосмотре и о госрегистрации автомобилей вступили в силу с 30 декабря 2021 года. Они избавили более 50 млн автовладельцев от обязанности проходить техосмотр ТС.
Как было раньше
До вступления в силу новых правил техосмотр был необязателен только в первые четыре года после выпуска автомобиля. Транспортные средства в «возрасте» от четырех до десяти 10 лет должны были проходить ТО раз в два года, старше — ежегодно. Эти правила касались только личных авто. Для транспорта, который используется для оказания услуг, условия были жестче.
Как теперь
С конца декабря обязательный техосмотр отменили для всех автомобилей и мотоциклов, которые используются для личных нужд.
ТО остается обязательным для коммерческого транспорта и машин различных служб. Отмена обязательного техосмотра не распространяется на тех, кто возит пассажиров или зарегистрировался в агрегаторе такси. В этом случае проходить ТО придется.
Руководитель регионального Ивановского движения автомобилистов Александр Касьяненко пояснил: «Для автомобилей, участвующих в коммерческой деятельности и работе различных служб, ничего не изменилось. Легковушки и автобусы такси, перевозчиков, машины пожарных, скорой и т. д. должны по-прежнему регулярно проходить техосмотр. Ведь от этого напрямую зависят жизни людей».
Периодичность техосмотра зависит от возраста автомобиля и от целей эксплуатации. Каждый год должны проходить ТО такси, автобусы и грузовики, которым не исполнилось пять лет. А также машины со спецсигналами (раз в год независимо от возраста). Каждые полгода должны проходить техосмотр автомобили, перевозящие опасные грузы, а также такси, автобусы и грузовики старше пяти лет.
Но есть случаи, когда ТО нужно пройти и владельцам машин, используемых для личных нужд:
1. При продаже автомобиля старше четырех лет.
Если вы решили продать автомобиль или мотоцикл старше четырех лет (с года выпуска), для совершения регистрационных действий потребуется диагностическая карта. Что интересно, в законе не уточняется, кто именно должен брать на себя расходы — продавец или покупатель. Вероятно, разъяснения еще будут.
2. При постановке на учет автомобиля старше четырех лет.
По сути, та же ситуация, только со стороны покупателя. Если не будет нового ТО, автомобиль не получится зарегистрировать.
3. При внесении существенных изменений в конструкцию автомобиля или мотоцикла.
При внесении изменений в конструкцию необходимо будет получить новую диагностическую карту, иначе по закону транспортное средство не может считаться безопасным.
Внесением изменений в конструкцию автомобилей считается установка или замена деталей, не предусмотренных производителем. Если какие-то изменения допускаются производителем, это должно быть прописано в технической документации, и в таком случае дополнительных действий при замене не нужно. Однако даже установка неоригинальных деталей становится основанием для того, чтобы пройти ТО вне графика.
Так, к изменениям, требующим пройти ТО, относятся:
— изменение типа кузова, внедорожный тюнинг (например, установка «кенгурятников» и других нестандартных бамперов, лебедок и т. д.),
— замена фар с изменением класса источника света,
— переоборудование автомобиля таким образом, чтобы им мог управлять инвалид,
— замена двигателя на имеющий другие характеристики,
— изменения в тормозной системе или занижение авто.
К тому же, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 413, надо заранее протестировать устанавливаемые детали на безопасность и получить разрешение на их установку. Только при наличии подтвержденного соответствия водитель не нарушает никаких законов.
ТО для оформления страхового случая
Еще одна ситуация, когда может потребоваться диагностическая карта, — это страховой случай. Конечно, никто не станет непременно ее требовать. Ведь с середины прошлого года техосмотр для покупки полиса ОСАГО не нужен. Но если страховой случай произошел по вашей вине, то страховщики могут сказать, что его причиной стала неисправность автомобиля, и отказать в выплате. Доказать после ДТП, что авария случилась не по вине неисправности вашей машины, будет непросто, особенно если она серьезно пострадала.
По закону, если у виновника ДТП нет документа о прохождении техосмотра, страховщик, выплатив компенсацию пострадавшему, может предъявить к вам регрессивные требования, то есть потребовать вернуть деньги, потраченные на выплату второму участнику аварии. Так что диагностическая карта станет весомым аргументом в вашу пользу в споре со страховщиком.
Что будет со штрафами
Если у вас личный автомобиль и нужды в проведении техосмотра нет, то и штрафы за отсутствие диагностической карты, которые планируют ввести с марта 2022 года, не страшны. За отсутствие свежего ТО граждан штрафовать не будут.
Но отмена техосмотра для личного транспорта не освобождает владельцев от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства.
Александр Касьяненко заметил: «Если инспектор ГИБДД выявит при остановке какое-либо явное изменение в конструкции машины — «кенгурятник» или слишком яркая галогеновая лампа в фарах, например, или неисправность — неработающая передняя фара, допустим, то в этом случае вас могут привлечь к административной ответственности. Причем инспектор имеет право задержать транспортное средство, вызвать эвакуатор и отправить его на штрафстоянку».
Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.