Кое-что о нашей земле и о прародине краеведа Владимира Сафронова
Продолжаем разговор о народных названиях различных природных объектов, начатый ранее. Интересные сведения и рассуждения на эту тему я нашла в архиве краеведа и многолетнего внештатного корреспондента нашей газеты Владимира Сафронова.
«С берёзовым дёгтем в Родниковском районе связаны названия двух деревень Дегтярново, - писал Владимир Дмитриевич когда-то в статье для нашей газеты. – Одна из них стояла на дороге Родники – Шуя и теперь от неё остался заброшенный пруд, на поверхности которого иногда проступали нефтяные пятна. В пятидесятых годах обследовавшие эти места геологи сказали, что нефть здесь есть, но промышленная разработка её пока не рентабельна. Это, так сказать, на заметку будущим поколениям. (…)
Небольшой, но примечательной у нас когда-то была деревня Лыкосово. В начале 1900-х здешний крестьянин К.А. Большаков завёл там механический ремизо-бердочный заводик, на котором трудились до десяти рабочих. В годы революции заводик разрушили, а в 50-е годы и самого Лыкосова не стало». Владимир Дмитриевич связывал название деревни со словом «лыко», с заготовкой липовой коры, которая находила широкое применение в крестьянском хозяйстве – прежде всего, для изготовления лаптей. А липовый сок, пишет краевед, использовался для крашения тканей.
«Большинство наших лесов до революции имели конкретных владельцев и их приходилось именовать, как поля и деревни, что само по себе дополняет немалыми подробностями картину нашего края. Так, «Строганиха» - хороший строевой лес, была у деревни Подъельново, «Кудрявец» - молодой берёзовый лес, шумел у деревни Скрылово. «Бабья голова» у деревни Бердюково и «Пьяная гора» у Лежахова рождены поэтическим взглядом сельчан на лесные дали. Лес «Заповедники» у Зимёнок, вероятно, был семенной, бережёный. Название местечка «Плаксино» у Лежахова прямо говорило, что названо так из-за болота, которое трудно было объехать и обойти. Потому и плакали тут мужички из-за бездорожицы. Лес «Княжиха» указывал на принадлежность его князю, а «Спорная сеча» напоминала о частых спорах между владельцами леса, через который пролегла глубокая канава. И когда я брожу тут с пустой корзинкой, то всегда вспоминаю тех крепостных крестьян, который по приказу барина вырыли тут эту канаву, разграничив владения двух поссорившихся господ».
Ещё интересную запись находим у знаменитого краеведа: «На плане межевания земель Родниковского района, составленном в 1913 году, место, где в 19 веке расположилась железнодорожная станция Горкино, (…) обозначено, как «Медведиха». Это название он объясняет тем, что во времена строительства станции здесь…
Продолжение читайте в газете «Родниковский рабочий» от 2 декабря.
Ольга Ступина