Их «поставил на крыло» Вичугский аэроклуб
Старожилы Родников помнят, что на территории современных Сосенок, недалеко от предприятия «Унтекс», когда-то был аэродром. Садились и поднимались в небо лёгкие самолёты, в праздники катали людей. Но мало кто уже помнит, что одно ещё «лётное поле» было на окраине Слободки, на месте крайних домов близлежащих улиц, ближе к Центральной котельной и Воронцовскому проезду. С середины 30-х годов 18 августа, в День Воздушного флота, сюда на своих крылатых машинах прилетали курсанты Вичугского аэроклуба, который подготовил пятерых Героев Советского Союза, в числе которых был и наш отважный земляк Михаил Шилов.
День Воздухофлота на Слободке
По воспоминаниям старожила Слободки, который был в то время ребёнком, праздник устраивался здесь большой: звучала музыка, выступали артисты из клубной самодеятельности, шла бойкая торговля. Жители Слободки приносили и продавали плоды своего сада и огорода – овощи, фрукты, ягоды. Конечно, главной фишкой праздника были самолёты. Они прилетали сюда, очевидно, года с 36го, садились на поле и с него же потом поднимались в воздух и улетали. Взлётную полосу, чтобы никто не пострадал, не мешал посадке и взлёту, огораживали. На самолётах были написаны антивоенные, антифашистские лозунги. С участием курсантов-лётчиков устраивался митинг. Появление лётчиков отчаянно храбрых, в кожаных шлёмах, в формах со знаками ВВС в петличках было сродни появлению космонавтов. Народ валом валил, чтобы посмотреть на их прилёт. Однажды толпа снесла стойки с лентами ограждений, и лётчик, уже заходивший на посадку, вынужден был снова подняться вверх. Он сделал круг над полем, помахал собравшимся, и полетел назад.
Как ткачиха дала Вичуге крылья
Вичугский аэроклуб был одним из трёх, организованных на территории Ивановской области перед войной под эгидой Осоавиахима, наряду с Ивановским и Кинешемским. Своим появлением он обязан ткачихе Анастасии Болдыревой. Она была предшественницей зачинательниц стахановского движения в текстильной промышленности Дуси и Маруси Виноградовых: вместе со своей сменщицей Любовью Большаковой впервые начала работать на 52 станках на экспериментальном участке вичугской фабрики им. Ногина, вдвое перекрыв норму. Анастасия Болдырева стала инициатором движения многостаночниц, парторгом ткацкого производства своей фабрики. Она доказала, что советские ткачихи могут обслуживать больше станков, чем американские (последние обслуживали 40 станков). Виноградовы продолжили дело предшественниц и подняли планку до невиданных высот – свыше 200 станков. Дуся стала прототипом героини Любови Орловой в кинофильме «Светлый путь», а с Анастасии Болдыревой был «списан» образ парторга Прониной. Анастасию Болдыреву в 1935 году выбрали делегатом VII съезда Советов, она стала членом ВЦИК. Используя своё высокое положение, она добилась разрешения на открытие в Вичуге аэроклуба.
История аэроклуба
Вичугский аэроклуб открыт под эгидой Осоавиахима в августе 1935 года, когда в нём появился 1-й самолёт У-2. На март 1939 года это был аэроклуб 4-й категории с пятью учебными аудиториями, аэродромом 600×600 м, ангаром на 4 самолёта и бензотарой на 16 тонн. В этом году Вичугский аэроклуб выпустил 46 лётчиков, 28 из которых стали кандидатами в школы ВВС. Выпускники Вичугского аэроклуба обычно продолжали учёбу в Сталинградском лётном училище, а с 1940 года – в Слонимской авиашколе (Гродненская область). С началом войны личный состав и авиатехники аэроклуба вошли в состав формировавшегося 716-го ближнебомбардировочного полка.
Первым начальником Вичугского аэроклуба в 1935 году стал уроженец села Семигорье Дмитрий Григорьевич Осеннов. С апреля 1940 года аэроклуб возглавил уроженец Курской области, кадровый военный Иван Филиппович Кальченко, руководивший авиаклубами и лётными школами на Дальнем Востоке…
Продолжение читайте в газете «Родниковский рабочий» от 22 февраля.
Ольга Ступина