Юбилей со вкусом успеха и солода
В пятницу, 26 августа, свое десятилетие отпраздновало предприятие «Рижский хлеб». Цифра, в общем-то, небольшая, но за эти годы компания стала едва ли не единственной в стране, чей хлеб хотят видеть на своем столе не только россияне, но и иностранцы! О том, с чего начинался «Рижский хлеб», о европейском подходе к производству и перспективах развития накануне юбилея мы поговорили с директором компании Сергеем Сиренко.
Сергей Леонидович, почему десять лет назад именно Родники и Родниковский район с их хлебозаводами были выбраны латвийскими бизнесменами для основания своей фирмы?
— Началось все с того, что мы поставляли хлебную продукцию с рижского завода в несколько торговых сетей России. Когда количество заказов стало таким, что потребовалось открыть собственное производство, мы начали искать подходящую площадку. Сначала — в Московской области, где, как нам тогда казалось, и будет наш основной рынок сбыта. Нам предлагали помещение, но качество местной воды нас, мягко говоря, не устроило. На поиски было потрачено два года, а подходящего варианта все не появлялось. Дошло до того, что я начал обзванивать своих однокашников, потом знакомых знакомых, вспомнил о местном компаньоне — Михаиле Смирнове, с которым мы некогда занимались продажей текстиля, — позвонил ему. Он откликнулся и решил помочь. С ним мы посмотрели предприятие в Вичуге, потом здесь. Остановили свой выбор на Родниках — здесь вода оказалась лучше, чем где-либо. При производстве ржаных тяжелых хлебов ее качество очень важно — вода сглаживает огрехи работников, ведь труд у нас ручной.
У «Рижского хлеба» также открыты подразделения в Ивановской области, в Москве и в Ленинградской области. В Родниках находится головное предприятие, отдел сбыта, бухгалтерия. Специалисты, которые отправляются в командировку на другие предприятия — «подтягивать технологию» — едут из Родников.
Изначально на предприятии ведущими специалистами были латвийцы, которые передавали свое мастерство российским пекарям. Удалось ли родниковцам за десять лет работы тоже вырасти в настоящих мастеров?
— Сейчас из группы латвийцев остался только технолог и несколько помощников — они следят за качеством ингредиентов и готовой продукции. Надо отметить, что больше 80 человек из Родников работают в нашей фирме с ее основания, и многие из них стали мастерами своего дела. Это: Николай Лебедев, Алексей Загуменников, Александр Блинов, Михаил Соколов, Михаил Киселев. Выделяя одних работников, я знаю, что есть и другие хорошие кадры — их тоже не хотелось бы обидеть.
Почему кредо Вашей фирмы — это ручная работа? Ведь все операции, которые проходят на производстве, за исключением замеса теста, производятся именно людьми. И это в век автоматизации производства!
— Попробуйте механизировать такое производство — ведь тесто по консистенции похоже на пластилин, и ни одно оборудование не сможет поделить так, как это сделает человек. Вообще хлеб — тот продукт, который наши предки готовили своими руками раз в месяц и на целый месяц. У меня дома хлеб лежит на деревянной доске под льняным полотенцем. И он, несмотря на мои недельные командировки, не портится, чего нельзя сказать о продукте, произведенном машиной.
Кого кормит своим хлебом родниковское предприятие, где реализуется вкусная продукция?
— «Рижский хлеб» продается в Родниках, Москве и Московской области, Ленинградской области и Санкт-Петербурге, Ярославле, Владимире, Костроме, а также в Твери, Новокузнецске, Вичуге и, конечно, Ивановской области. Иваново, как я его называю, — это наш полигон, любую новую продукцию, мы испытываем на Ивановском рынке — во-первых, это близко, а, во-вторых, ивановский потребитель благодарный, отзывчивый.
К нам поступали предложения из-за Урала, даже из Китая, но у нас не хватает мощностей, чтобы изготовить партию хлеба для Сибири и зарубежья.
Старинная рецептура, которой владеют мастера-пекари Вашего производства — сколько лет она насчитывает?
— Как гласит легенда, один из немцев, который во время правления Петра I прибыл в Россию, позаимствовал технологию изготовления бездрожжевого хлеба у крестьян Дальнего Востока и увез ее в Курляндию. В царское время в России этот хлеб так же оставался популярен. После революции многоступенчатые технологии изготовления продукта были несправедливо забыты — было не до изысков, а в Латвии они сохранились. Сама технология изготовления бездрожжевого хлеба насчитывает больше 1000 лет.
Известно, что европейские стандарты в «Рижском хлебе» распространяются не только на производство, но и на предприятие в целом. Это так?
— Точнее это было бы назвать культурой производства. Например, в цехах у нас особое покрытие полов, которое обрабатывается каждую пятницу специальным раствором, подоконники расположены под углом 45 градусов — чтобы работники на них ничего не ставили. И это не предписано нам какими-то определенными нормами — санитарными, например. Если говорить о последних, то, поверьте, в России они гораздо жестче, чем в Европе.
Знаю, что в нынешнем году, как и в прошлом, Ваша компания участвует в престижном всероссийском конкурсе «100 лучших товаров России-2016» от Ивановской области. В каких еще конкурсах участвует компания, и что они дают и без того известному бренду?
— В любом конкурсе, в котором мы участвуем — будь то международный или российский, мы берем первые места. Продукции нашего класса в России пока нет. Многие предприятия пытаются скопировать технологию, но на самом деле они видят только ее верхушку. Как и у любого продукта, у «рижского хлеба» есть рецептура, даже ГОСТ. Но не нужно забывать, что это еще и особая технология! Кто-то начинает делать хлеб, но не желает, что называется, «париться» — соблюдать технологию. В итоге получается «прибалтийский хлеб» или какой-то подобной марки. И на рынке этот товар у покупателей не идет.
Несмотря на некую свою обособленность как предприятия, «Рижский хлеб» активно участвует в общественной жизни города. Одно из последних добрых дел фирмы — помощь в создании парка военной техники под открытым небом…
— Добрые дела, как Вы их назвали, перестают быть добрыми, когда ими начинают хвастаться. Словом, для меня это вопрос интимный.
В экономически непростое время какой Вы видите перспективу развития предприятия? Будет ли расширяться производство?
— Расширяться всегда можно и нужно до тех пор, пока можешь контролировать этот процесс, не теряя при этом качества продукции. У фирмы сегодня есть четыре площадки — куда больше? Можно пойти по пути франшизы — но это легкие и временные деньги. Не наш вариант. Сейчас мы налаживаем четвертую лавашную линию, развиваемся постепенно, в том числе и в плане ассортимента, новой продукции.
Что бы Вы хотели пожелать в этот юбилейный год фирме и ее команде?
— У китайцев есть такое проклятие «Чтоб тебе жить в век перемен!», перефразируя его, хочу пожелать всей нашей команде, чтобы у компании «Рижский хлеб» не было ни перемен, ни потрясений, и в дальнейшем она процветала, приносила радость людям и доход ее сотрудникам.
Наталья Харитонкина