Моя История станции Горкино Северной железной дороги
Часть 3. Производство и жизнь на станции.
(Начало в газете «Родниковский рабочий» № 27, 09.07.2025, № 28, 16.07.2025)
Молокозавод и химикаты: опасные соседи
На станции Горкино при СССР находился и работал целый молокозавод, куда свозили молоко с окрестных колхозных ферм. Здесь вырабатывали масло, сметану, творог, сливки и т.д. Продукция погружалась в деревянные бочки, ящики и вывозилась в специальном вагоне, прицепляемом к пассажирскому поезду, в Иваново. Помню, что там работала тётя Варя Кондратьева, наша соседка по дому. На заводе в летнее время подрабатывали наши станционские школьницы. Молоко на завод с колхозных ферм возили на лошади в 20-ти литровых алюминиевых флягах. Молокозавод располагался сразу за дорогой на месте нынешнего 2-х этажного жилого дома, который появился в 80-х годах. Здание завода к 70-м годам уже успешно сломали в связи с закрытием завода. Когда молокозавод ещё функционировал, для хранения выпущенной продукции (сливки, масло, сыр, кефир…) использовался лёд, запасы которого хранились в огромном стоге льда высотой метров 5 и длиной метров 50, закрытого от солнца соломой. Лёд намораживали зимой, а в другое время года закрывали соломой, чтобы не таял. Этот ледяной стог стоял не только зимой, но и летом. Не успевал растаять. Мы, маленькие бездельники, бывало, бегали играть на этот стог, съезжали с него, как с ледяной горки. Солома, естественно, при этих шалостях разбрасывалась. Взрослые, наверное, не были в восторге и, видимо, сильно ругали нас за это баловство…
Также на территории станции во времена СССР располагалась нефтебаза, куда поступали в железнодорожных цистернах бензин, различные масла, солидол, солярка и т.д. Бензин хранился на нефтебазе в больших металлических цилиндрических баках на 60 куб. м. Из этих баков автобензовозами развозилась продукция по колхозам и совхозам. Сзади этих бензовозов, запомнилось, волочились по земле стальные цепи, это, чтобы искра случайная не пробежала по машине, а то всё, капец машине и её шофёру. База располагалась на дороге со стороны Юдинки. Сейчас от нефтебазы остались только кусты и деревья.
Ещё рядом с базой ближе к нашему дому при СССР до середины 60-х годов располагалось открытое хранилище химикатов для химзавода, работавшего в посёлке (сейчас деревня) Юдинка. Химикаты привозились в вагонах по железной дороге, разгружались и хранились в бочках, ящиках, земля была под ними и рядом вся пропитана и заражена этой химией. И это всё существовало в нескольких сотнях метров от нашего дома! Да, сейчас как-то жутковато становится при мысли от такого былого соседства. Вся эта химия возилась машинами в Юдинку на химзавод, который хоть и находился в Юдинке, но назывался Горкинский химзавод.
Потом в середине 60-х годов в Юдинку от станции построили железнодорожную ветку, и это безобразие с химией на станции прекратилось. Но земля в этом месте ещё долго переливалась всеми ядовитыми цветами радуги. Зимой на этом месте лужи замерзали и был цветной лёд, который привлекал детей. Они с радостью на нём играли, правда, потом дома выяснялось, что с одеждой что-то не в порядке – на ней появлялись дыры и лохмотья.
По поводу этой ветки. Как-то раз, где-то в конце 60-х годов прошлого века, паровоз «Родникуша» прицепил несколько вагонов в Юдинке и, медленно пыхтя, поплёлся в сторону станции. И вот когда он уже подъезжал к станции, на повороте, недалеко от переезда, путь под весом паровоза (видимо, насыпь была сделана некачественно) просел и половина паровоза, а именно, топка вместе с будкой машиниста завалилась набок на землю. На рельсах остался только паровозный тендер и вагоны. Вроде бы никто не пострадал, так как ехали медленно, но паровоз ещё много часов пыхтел своей трубой в траву, лёжа на боку. Нам, пацанам, конечно, это всё было жутко интересно. Потом паровоз собирали по частям с помощью железнодорожного крана и транспортировали в жалком побитом скособоченном виде в ремонт. А железнодорожная ветка в Юдинку к началу 2000-х годов тоже благополучно испарилась, рельсы сняты и отправлены в металлолом, так как химзавод также приказал долго жить.
Водоснабжение и быт на станции
При водонапорной башне, возможно, также в конце XIX века, построено здание водоподготовки, куда поступает вода из насосной станции (расположена у пруда) и далее в башню. В этом же здании обустроен жилой дом, где на всей моей памяти живёт семья Верещагиных, они и занимались всю жизнь снабжением башни водой.
В 80-е годы на станции был ещё построен 2-х этажный кирпичный жилой дом, за дорогой на Родники, рядом с почтой. Там появились удобства в квартирах, доселе невиданные на станции – ванные комнаты. Но – отопление всё же было печное.
За дорогой на станции, также издавна, до настоящего времени функционирует здание почтового отделения с индексом 155230.
На станции также работал магазин, где наряду с продуктовыми товарами также продавались и промтовары. Магазин снабжался по линии ОРСа (потребкооперация) из Управления Ивановским отделением Северной железной дороги. Хлеб и продукты в магазин завозились в багажном вагоне с утренним поездом Иваново-Кинешма. Так что, перед приходом поезда, в месте, где должен был остановиться багажный вагон, всегда собиралось много людей. Поезд приезжал, и люди начинали через весь перрон таскать ящики с хлебом в магазин. После того как хлеб из ящиков перегружался в магазин, мы, мальчишки, любили порыться в пустых ящиках и поесть остатки вкусных корочек от буханок. А из почтовых вагонов поездов разгружалась на станции почта в машину, которая потом ехала в Родники.
Какое-то время после войны и до 60-х годов ХХ века на станции существовало здание овощебазы Ивановского ОРСа, который осенью закупал и заготавливал для железнодорожников Ивановского отделения Северной железной дороги овощи из колхозов (картошку, капусту и т.д.). Помнится, как из Иваново приезжали к нам машины для заготовки: полуторки или трёхтонки возраста чуть ли не военного, пятитонки ЗиЛ-157.
На овощебазе работал некий заведующий, по имени все его звали Филиппок, какой-то он был круглолицый, смешной и весёлый. К нам домой заходил и иногда обедал начальник ОРСа, дядя Саша Воронин. Благодаря знакомству с ним, мама и папа и приобрели через ОРС первый чёрно-белый телевизор «Рекорд-6», а потом и маленький холодильник «Саратов». Холодильники и телевизоры были в то время тоже редкостью. Люди для хранения картошки и овощей пользовались в основном погребами и подпольями в домах.
Как и всем советским людям, населению станции и округи не чужды были обряды очищения от скверны с помощью бани. Раньше общественная баня была на станции всегда. От первой бани в нашем сознании остались только её стены. После этой была построена баня у пруда. И третье здание бани построили уже в станционном садике. Нам эта баня запомнилась своей свежестью, чистотой, запахом свежего дерева, новыми капроновыми мочалками, отличным паром. В эту баню всегда хотелось ходить. Топили дровами от старых железнодорожных шпал. И ничего, никто не отравился от запаха креозота, которым когда-то были пропитаны шпалы, наоборот, подходишь к бане, а там из трубы приятный дымок от сгораемых дров. Феерично! Эта последняя баня просуществовала, наверное, до конца 90-х годов, и всё… Бань общественных на станции больше нет. У кого-то, видимо, сейчас свои бани есть, а кто-то ездит мыться, наверное, в Родники, а кое у кого есть ванные в доме.
Культуру в массы доставлял вагон-клуб
Для нормального существования людей, живущих на станции, и их культурного досуга на станцию периодически, примерно один раз в месяц на несколько дней из Иваново курсировал вагон-клуб. Показывали кино, по три сеанса в день. Также привозили вагон-лавку (промтовары). Когда приезжал вагон-клуб, на станции был праздник (здесь можно было увидеть цветное кино в отличие от чёрно-белого телевизора), вывешивалась афиша, первый сеанс был детским в 16-00 (стоимость билета 5 коп.), потом в 18-00 и 20-00 были взрослые фильмы (стоимость – 20 коп.). Перед фильмами обычно показывались мультфильмы и киножурналы. Народу набивался полный зал. Все любили смотреть «Фитиль» и «Новости дня». Народ, помню, обливался слезами, когда смотрел индийские фильмы. А их в то время привозили довольно часто. «Бродяга», «Цветок в пыли» и другие. Вагон-клуб обычно ставился на 4-м, пути прямо напротив нашего дома. До него было буквально метров 50. Тут как раз можно было подвести электричество к вагону от щитка на столбе, а столб стоял у нашего дома. До и между сеансами по колокольчику на крыше вагона транслировались на всю округу популярные эстрадные песни: «Чёрный кот», «У моря, у синего моря», «Королева красоты», песни Магомаева, Ободзинского, Миансаровой, Жана Татляна и много-много других. Помню, хитом была песня на японском языке, по-русски это «У моря, у синего моря, со мною ты рядом со мною…». Во время сеансов шла звуковая трансляция фильмов, так что при желании можно было слушать фильмы.
Помню, в конце 1960-х лет, когда на экраны вышел фильм «Бриллиантовая рука», народ на станции не стал ждать приезда вагона-клуба, а ломанулся на всех видах транспорта: пешком, на велосипедах, на автобусах, на поезде в Родники в кинотеатр «Родник» на премьеру этого фильма. Как в стишке — а за ним комарики на воздушном шарике… Прямо сумасшествие было какое-то! Люди ещё помнили предыдущий шедевр Гайдая «Кавказская пленница».
Один раз в год, обычно в марте, перед весенне-летне-осенними путевыми работами приезжал вагон-пропаганда, где читали лекции и показывали фильмы по безопасности труда на железной дороге. Мы мальчишками ходили туда с превеликим удовольствием смотреть эти фильмы, где видели бурлящую железнодорожную жизнь с электровозами, тепловозами, поездами. Вагон-пропаганда был похож по виду на вагон-клуб.
Часто в шестидесятые годы на День железнодорожника из Иваново приезжала группа артистов и давала концерты в вокзале.

Михаил Смирнов
Продолжение следует













