Моя История станции Горкино Северной железной дороги
В одном из январских номеров «Родниковского рабочего» 2025 года мы опубликовали материал «Страницы истории железной дороги Горкино-Родники-Хлябово». И неожиданно получили отклик на эту статью от нашего читателя из Московской области. Михаил СМИРНОВ, который нам написал, всё детство провел на станции Горкино. Там жила его семья. Папа — Константин Евграфович Смирнов, работал дежурным по станции Горкино с 1953 по 1982 годы. Мама — Ираида Васильевна Смирнова, работала буфетчицей в буфете-столовой станции Горкино с конца 50-х до начала 80-х годов прошлого века. Сам Михаил в 1973 году окончил Горкинскую среднюю школу, а после окончания Ивановского энергетического института, в 1978 году, по распределению уехал работать в Московскую область. Сейчас он проживает в Балашихе. Находясь на пенсии, иногда с интересом просматривает периодическую печать и форумы Родниковского района. Прочитав нашу статью, решил, как очевидец некоторых событий описать то, что видел своими глазами и отчасти узнал из Интернета. Материал очень объемный, поэтому даже в сокращении мы разбили его на части. Сегодня представляем вам, дорогие наши читатели, первую часть.
Ключевая остановка на железнодорожном маршруте
Железнодорожная линия Иваново-Кинешма введена в строй в 1871 году в составе Шуйско-Ивановской железной дороги. Причём при подготовке плана постройки велось обсуждение, где проходить линии – через Родники или прямо через Вичугу. А до этого обсуждалась идея вести дорогу из Иваново не в Кинешму, а в Плёс или Кострому. Напор кинешемских и вичугских купцов решил дело – дороге идти в Кинешму через Вичугу, минуя Родники (Кинешма, Родники и Вичуга были тогда в составе Костромской губернии, а Иваново, Шуя, и остальная часть настоящей Ивановской области – в составе Владимирской губернии). Первый поезд в Кинешму из Иваново отправился 5 февраля 1871 года. Где-то в это время и образовалась станция Горкино. Судя по всему, станция Горкино изначально предусматривалась как одна из важных станций на пути поездов от Иваново до Кинешмы. Паровозам того времени, как представляется, требовалась через 40-60 км дозаправка водой, дровами. То есть в середине пути от Иваново до Кинешмы кто-то из специалистов-проектировщиков ткнул пальцем на карте в место, где сейчас расположена станция Горкино. Решили строить в этом месте станцию с водонапорной башней, с колонками для заправки паровозов водой, дровами с оборотным депо для отстоя паровозов и для мелкого ремонта.
Предположительно, до этого на месте станции никаких строений не было, а вблизи имелись деревни Михайловское и Горкино. По наименованию близлежащего поселения и была названа вновь построенная ст. Горкино. Скорее всего, в это время на территории станции были построены: водонапорная башня (для снабжения паровозов водой) и оборотное паровозное депо (в советское и настоящее время перестроенное в жилое здание, так называемый Красный дом).
Станция Горкино расположилась почти ровно посередине пути от Иваново – 45 км (в то время, Иваново-Вознесенск, образованный из 2-х сёл Иваново и Вознесенск) и до Кинешмы – 46 км. Здесь, скорее всего, паровозы, при движении от Иваново в Кинешму и обратно, отцеплялись от поезда для пополнения воды и топлива (дрова или уголь). А поезд следовал дальше без задержки с другим подготовленным уже ранее паровозом. Также, предположительно в это время, были построены: вокзал и жилой дом для персонала.
Вокзал (думается, на месте нынешнего 2-х этажного вокзала в то время было построено другое, меньшее по размерам здание). Левое крыло – часть зала ожидания, кабинет начальника, кабинет дежурного, пассажирские кассы, служебное помещение. Центральная часть — основная часть зала ожидания, товарная касса, Красный уголок, 2-й этаж – жилое помещение.
Правое крыло – буфет, столовая, кухня. Красный уголок — небольшое помещение для проведения собраний, совещаний, где стояли ряды стульев, на небольшом возвышении — президиум в виде большого стола, накрытого в то время, по-моему, зелёным сукном. На столе в начале 60-х годов стоял первый на станции телевизор «Рекорд Б». В Красном уголке помимо производственных совещаний, часто собирались жители станции: вечером взрослые посмотреть кино, спорт, «Огоньки» праздничные, по утрам в воскресенье — дети посмотреть детские передачи.
Жилой дом для обслуживающего персонала (на месте нынешнего дома около водной колонки – вот он виден за вокзалом слева с красной крышей).
Нынешнему зданию вокзала, скорее всего, не менее 100 лет. В середине 60-х годов 20-го века, т.е. 60 лет назад, зданию проведён капитальный ремонт, значит, ему уже в то время было много лет.
По всей видимости, на территории станции были и другие постройки, тех или более поздних лет, для персонала, кроме дома за вокзалом, здания водоочистки, Красного дома, но к 60-м годам прошлого, 20-го века, они не сохранились. Фундаменты 2-х домов ещё попадались вначале 60-х годов прошлого века – один даже со стенами, около тропинки к пруду (здесь, по слухам, до 50-х годов жила семья бывшего начальника станции Рувимского (так, кажется, его фамилия), другой – недалеко от нынешней будки стрелочника в сторону Иваново. А сейчас и этих фундаментов и стен не осталось. Обслуживающий персонал – это начальник станции, дежурные по станции, стрелочники, работники вокзала, кассиры, депо.
Возможно, где-то в это же время было построено большое здание пакгауза (склада) (в наше время не сохранилось). К пакгаузу была подведена отдельная железнодорожная ветвь. В пакгауз разгружались из вагонов грузы для родниковских текстильных фабрик, которые потом перегружались на подводы или на машины.
В 1897 году строится железнодорожная ветка Родники — Горкино. Таким образом, грузы для Родников теперь уже могли быть доставлены непосредственно в вагонах по ветке. Но пакгауз на моей памяти ещё работал и использовался, по меньшей мере, до начала 70-х лет 20-го века, а сломан где-то к началу 21-го века.
Кроме колонки на водонапорной башне, была построена ещё дополнительная водонапорная колонка для заправки паровозов водой между 1-м и 2-м путями.
В годы Великой Отечественной войны через станцию в сторону Иваново следовали поезда с грузами для фронта, а в обратном направлении – эшелоны с ранеными, о чём сообщается в памятной табличке, прикреплённой недавно к зданию вокзала.
Историческая справка на 1925-1927 г.г.(из справочника).
ГОРКИНО, ж.д. станция на линии Иваново-Вознесенск—Кинешма, в 49 км к юго-востоку от последней; от Горкино отходит ж.д. ветка (10 км) до гор. Родники для обслуживания Родниковской хлопчатобумажной фабрики (св. 10 тыс. рабочих). Грузооборот Горкино: 122 тыс. т — по прибытии, 16 тыс. т по отправлению (в 1926/27). Станция получает: лесные грузы — 24 т. т, каменный уголь — 5,7 т. т, хлопок — 5 т. т, отправляет мануфактуру — св. 10 тыс. т (1925/26).
Запах нового года
В 1953 году прошлого века на станцию был направлен папа Смирнов Константин Евграфович для работы дежурным по станции после окончания технической железнодорожной школы в г. Александров Владимирской области. Вместе с ним приехала его жена, наша мама Ираида Васильевна и тогда маленькие наши старшие брат Володя и сестра Надя.
Сохранились детские впечатления от запаха Нового года. На станции, в зале вокзала на Новый год на пол ставилась большая, до потолка живая ёлка. Украшалась она игрушками от профсоюзного комитета. Народу вокруг новогодней ёлки собиралось видимо-невидимо, родители выпускали своих детей к ёлке, и мы водили хороводы, читали на стуле новогодние стишки, а дядя Гена Щелканов, штатный гармонист в этом деле, между выступлениями играл туш. После выступления каждый получал новогодний подарок от Деда Мороза. Дедом Морозом, по памяти, был кто-то из станционских женщин, вроде, тётя Варя Кондратьева. Фигура у неё была внушительная и голос зычный. Мужиков, видимо, на эту роль на станции не нашлось.
А на стену вокзала штатный художник станции дядя Боря Помарин — дежурный по станции, вешал мастерски оформленную, с ёлками, снегом, звёздами, Спасской башней Кремля, с Дедом Морозом новогоднюю газету. И это были не каляки-маляки, а очень красочные, почти профессиональные рисунки.
Взрослые обычно в ночь на Новый год собирались все вместе праздновать в помещении столовой буфета станции. Телевизор чёрно-белый Рекорд-6 у нас появился где-то году в 1964, зимой. А до этого было только проводное радио, на стенке на кухне висел небольшой радиоприёмник и он постоянно был включён. Так что мы слушали и слышали и новости, и Ивановское радио, и Родниковское, и передачи всякие, и радиопостановки. Вспоминаются воскресные дни – здорово, с утра по радио «Доброе утро, товарищи, начинаем передачу «с Добрым утром» — музыка, песни, юмор. По утрам, когда в школу вставали где-то в 7-30, по радио всегда звучала программа «Земля и люди». Помнится, и в стужу, и в метель, и в темноту – всё равно шли в школу. А идти надо было, ни много, ни мало, а километра полтора-два, и не по асфальту, в село Горкино. Только если температура на улице была ниже минус 25, тогда не шли. Но такое, к сожалению, было редко.
Продолжение следует.













