Моя История станции Горкино Северной железной дороги

Часть 5. Жизнь сельской детворы

(Начало в газете «Родниковский рабочий» № 27, 09.07.2025, № 28, 16.07.2025, №29, 23.07.2025, №30, 30.07.2025)

Мальчишеские приключения

Вообще, жизнь наша, мальчишеская, в то время была очень насыщенная и зимой, и летом. В частности, летом, в хорошую погоду мы все дни пропадали на пруду. Пруд наш был славен на всю округу, т.к. был ключевой, вода была чистейшей и прохладной. Редко она прогревалась до тёплой. Вылезали из воды только чуть погреться. Мальчишки купались всегда у котлована – так мы называли большие деревянные мостки (приблизительно 5х3м), с которых обычно женщины полоскали бельё. С края котлована до самого дна была прикреплена деревянная лестница. Мы ныряли с котлована, а по утрам, как только просыпались, с Сашей шли на пруд и принимали водные процедуры: спускались в прохладную воду по лестнице до самого дна (метра 3, 4) и поднимались, бежали посвежевшие домой завтракать. Девчонки купались на другом берегу, где было пологое песчаное дно. Там они со всякими там спасательными кругами плавали, барахтались. Мы к ним не совались, они – к нам. Вот такое у нас было гендерное разделение.

По вечерам приходили на пруд с удочками ловить карасей, пескарей. Удилища, естественно, были самодельные, из орешника (модное сейчас слово). За орешником мы ходили за несколько километров в лес. Удочки из орешника были лёгкими и не ломались. Правда, были кривоватыми. Леску, крючки покупали. Поплавки делали из винных пробок, а грузила — из свинцовых пломб для вагонов. Бывало, принесём с Сашей домой улов, мама нам их пожарит с лучком и яйцами – вкусно очень. Сначала, когда мы были маленькие, у нас был керогаз – такая чугунная конструкция с одной конфоркой, где в качестве топлива использовался керосин. Газовая плита с привозным газовым баллоном появилась у нас где-то в конце 60-х годов. За грибами ходили, бывало, далеко, иногда километров за 6-8. Папа всегда брал еду: хлеб, яйца, огурчики свежие и малосольные, помидорки, попить — чай с вареньем. Так это было всё вкусно кушать в лесу, словами не передать. Укладывал это всё он в большую бельевую корзину, с которой всегда ходил за грибами. И, что удивительно, всегда набирал грибов почти полную корзину.

Зимой была ещё замечательная забава: в большом и глубоком снегу делали траншеи, играли в войну. А то ещё делали из снега целые крепости, пещеры, внутри застилали лебедой, в общем, были такие избушки для игры.

Летом у мальчишек были другие развлечения. Играли в войну. Причём у мелких мальчишек, т.е. у нас, был предводитель постарше —  Саня Верещагин,  мы были партизанами. Диверсантами были ребята постарше (лет на 5, 6). Наш старший брат Володя тоже был среди них. Играли мы по всей станции, так что зачастую среди пассажиров на перроне перед прибытием поезда бегали и партизаны, и диверсанты. Фашистов, по-моему, не было – ими никто не хотел быть. Ну, а когда были масштабные бои, то привлекались «санитарками» и девчонки.

Также мальчишки часто мастерили из железяк и дерева «машинки» — конструкции на колёсах. Там была целая деревянная кабина на колёсах с рулём и сигнализацией на батарейках. Шофёр сидит в кабине, группа пацанов гонит эту кабину, сзади на стенке сигнальчики выведены из кабины  — красный и зелёный. Красный – значит стоп, зелёный  — полный вперёд. Естественно, сигналы подавал «шофёр». Запчасти для машин часто находили в металлоломе, вагоны с которым часто проходили в составе поездов. Как только такой вагон видим, так сразу туда, кондукторы особо не гоняли, да и им некогда было. А мы – то колёсики какие найдём, то руль, то железяки какие на рулевые тяги, много чего было в вагонах. Кстати, там же находили так называемое «бердо» — оно как-то использовалось в текстильном производстве, а мы использовали на пасху  — катали яйца по копеечке. Бывало, подолгу заигрывались, брал азарт. Кто-то и здесь мухлевал  — мы играли куриными яйцами, а тут приносилось гусиное большое яйцо, и все наши яйца вдребезги…

Так же весной, на пасху мы, мальчишки, делали «жиги» — самодельные пистолеты: деревянное ложе из доски с ручкой, приделывали ствол из медной трубки (тоже находили в металлоломе), делали курок из проволоки, боёк из гвоздика, делали шомпол из проволоки, пыжи из газеты, порох строгали со спичек, которые закупались десятками коробок. Ходили в лес, стреляли по банкам свинцовыми пульками, которые делали из свинцовых пломб для опломбирования вагонов с грузом. Глаза могли запросто выбить при этих выстрелах. Вообще, на время пасхи по всей округе шла пальба – стреляли кто, чем мог: жиги, ключи, «пукалки» — так мы называли  самые мелкие грохающие штуки, куда заряжались только две, три спички, и они так пукали тихо, не чета жиге, которая грохала так, что на всю «ивановскую» слышно было. Грохот на улице был такой, приблизительно, как сейчас на Новый год.

Сладкие воспоминания

Вспоминается ещё случай. Как-то в тупик к пакгаузу поставили крытый вагон (крытый – это весь, со всех сторон закрытый и с крышей, вагон), а в нём находилась патока. Патока, это по виду, как мёд, но сделанная из свёклы, наверное. По какой-то причине патока, там в вагоне, потекла и, естественно, через неплотности вагона, это всё стало просачиваться. В общем, вагон стоял весь сопливый от подтёков этой патоки. Естественно, по всей станции слух быстро распространился о сладком вагоне. Мы, мальчишки, тут уже были сразу. Помню, облепили вагон,  руками сгребаем патоку с рамы вагона пополам с налётом грязи и слизываем с пальцев. Романтика!

Когда мы были маленькими, игрушек у нас было мало, но они запомнились на всю жизнь. С детства мы любили собирать спичечные коробки из-за наклеек на них. Там были разные серии и портретов писателей, поэтов, и городов различных: Тургенев, Пушкин, Бухарест, Кишинёв… Искали не только в Горкино, но и как-то раз, в Юдинке – там было другое снабжение магазинов, значит, и коробки с другими наклейками. А уж в других городах сам бог велел следить за коробками. Ещё нам купили фильмоскоп и кучу всяких диафильмов. Интересно было посмотреть цветное кино, хоть и статичное. Среди сказок, былей, рассказов были ещё и диафильмы учебные железнодорожные с паровозами и вагонами. Мы их просматривали с не меньшим интересом.

Но всех больше нам запомнился Конструктор из металлических пластинок, уголков, швеллерочков, колёсиков, болтиков, гаечек…Мы могли собирать любые машинки, механизмы, даже самые немыслимые, творчеству не было предела. Ещё нам как-то купили лобзик с пилками, фанеру, образцы рисунков для выпиливания всяких орнаментов, полочек и т.д. Так увлекательно этим было заниматься…

Вот написал, что у нас игрушек мало было, а перечислил, и, оказывается, их достаточно много было. Ещё любили книжки читать. Причём, книги, что задавали на дом по литературе прочитать, мы особо не читали, так, перед уроком быстро пробежишь по страницам и всё. А вот любили ходить в сельскую библиотеку в село Горкино и брать там книги по душе. В библиотеку ходили за три километра и в снег, и в ветер, и в дождь, и в темноту, лишь бы скорее принести домой что-нибудь интересненькое, взять книгу в руки и усесться где-нибудь у тёплой батареи отопления и читать, читать. Дома выписывали всегда роман-газеты, много газет и журналов – «Советская Россия», «Советский спорт», «Родниковский рабочий», «Рабочий край», «Пионерская правда», «Работница», «Крестьянка». «Советский спорт» тогда ещё выходил в формате, как сейчас районная газета. В «Пионерскую правду» мы с Сашей даже один раз написали письмо, куда, мол, пропал игрок хоккейной команды «Спартак» Виктор Блинов? Удивительно, но ответ пришёл, и был он на глянцевой бумаге с цветным логотипом газеты. К сожалению, ответ был краток: «Хоккеист Виктор Блинов умер». Папа приносил с работы «Гудок», «Красную звезду», и те все перечитывали. Когда мы были поменьше, часто с друзьями, кто к нам приходил, играли в «реки, города и озёра», когда водящий наугад тыкал карандашом в текст газеты, и на какую букву попадал карандаш, на неё надо было быстрее всех записать имена мальчика, девочки, названия городов, рек, фильма и т.д. Кто быстрее ответил, тот выиграл. Часто по вечерам всей семьёй играли в лото. Зима, на улице, мороз и темно, а мы сидим в уютной жаркой кухне, потрескивает уголёк в топке котла отопления, а мы ставим «бочки» на карточки. Папа у нас был знаток по переименованиям цифр на бочках: барабанные палочки (11), дед (90), баба (80), туда-сюда (69), коси-ножка (77)… Как давно и как недавно это было…

Летний поход

Как-то в одно лето после окончания 4-го или 5-го класса учителя решили сводить желающих в научно-познавательный поход в Плёс. Идти надо было по лесам, по долам, т.к. прямых дорог от нас туда не было. Школьников набралось прилично из разных классов. Идти предстояло километров 50. Вышли рано утром в сторону села Острецово, потом через деревню Межи. Тут шли ещё по дорогам, а дальше – только по козьим тропам. Зашли в деревню Ряполово, где находилась действующая ткацкая фабрика. Это уже было в Фурмановском районе. Нам там всё показали, рассказали, провели  экскурсию. Запомнились станки и яркий дневной свет в цехах. В дороге заночевали в палатках, которые тащили по очереди, на берегу какой-то речки, может быть, той же Тезы, которая протекает через Острецово.  Помню борщ из банок, чай с дымком, ночные страхи от всяких шорохов, звуки капель дождя по палатке. На следующий день после полудня вышли на автодорогу Иваново-Плёс. Было солнце и дул сильный ветер. В Плёсе походили по набережной, не помню, были ли мы в музее Левитана и других. Заселились в общежитие, наверное, Плёсского совхоза-техникума. Там даже кто-то из нашей местности учился и жил, подходили, когда узнали, что мы из Горкино. Утром рано, рано, наверное, часа в 4 загрузились на Метеор и полетели по Волге в Кинешму.

Это была первая для нас поездка на метеоре и прошла незабываемо, с ветерком. Погода уже устанавливалась настоящая, летняя, жаркая. В Кинешме от речного вокзала пешком вся наша процессия двинулась на железнодорожный вокзал километра три на утренний поезд Кинешма-Москва для проезда до станции Горкино. Приехали домой около десяти утра, а там ещё радость – стоял вагон-клуб. Значит вечером кино. Здорово!

Путейская бригада

На станции Горкино базировалась путейская бригада монтёров пути Кинешемской дистанции пути Ивановского отделения Северной железной дороги (сейчас Ивановская дистанция Ивановского филиала Ярославского отделения Северной ж.д.). Мы с Сашей после 8-го и 9-го класса работали летом на каникулах в этой бригаде. Конечно, мы, салаги, использовались в основном на подсобных работах. Но часто работали и с тяжёлыми шпалоподбойками на подъёмке пути (сами напрашивались, чтобы казаться взрослее). Это когда по показаниям путеизмерительных аппаратов для выравнивания пути под деревянные шпалы подбивается балласт – песок или гравий.
Брали с собой из дома обед: хлеб белый и чёрный, лук, чеснок, варёное яйцо, молоко в пол-литровой бутылке. В жару до обеда это всё хранилось в сумке где-нибудь в холодке: в траве или в кустиках. Так приятно было в обед после работы растянуться в травке, перекусить, в молоко иногда добавляли собранную здесь же землянику.

Если немного помечтать

Хотелось бы, чтобы была восстановлена железнодорожная ветка Горкино — Родники. Это интересно с нескольких точек зрения.

1. Для развития промышленности Родниковского и Лухского районов: в настоящее время активно работает ИП «Родники», приходят новые инвесторы, увеличивается количество резидентов парка, активно работают другие производства в Родниках, развивается сельскохозяйственная отрасль. К тому же, в Индустриальном парке «Родники» в начале 2010-х годов был построен железнодорожный терминал для возможности погрузки-разгрузки вагонов.

2. В целях увеличения и развития туристической привлекательности районов и области:

— в Лухе проводится ежегодный гастро-фестиваль «Лук-лучок»;

— в селе Парское проводится ежегодная знаменитая уже Парская Ярмарка;

— возможно и появление нового железнодорожного и текстильного туризма. На станции Горкино так называемый Красный дом уже почти не используется по прямому назначению в качестве жилого помещения, а, если вспомнить — это здание бывшего паровозного депо 19 века. С появлением ж/д ветки  можно было бы восстановить здание депо, закупить старые восстановленные паровозы типа Эг, Эш или Ов, или тепловозы ТГМ, несколько вагончиков и возить туристов в ретро-тур на экскурсии по корпусам старых фабрик Красильщиковых и современным производствам ИП. Здание депо на станции Горкино – едва ли не единственное депо 19 века, сохранившееся в Ивановской области, кроме самого Иваново. Водонапорная башня имеется, потребуется небольшая реконструкция для оборудования колонки для заправки паровозов. Может быть, возможно и восстановление первоначального вида ж/д вокзала на станции Горкино, которому более 100 лет.

3. Ну и собственно, для перевозки потенциальных пассажиров. Почему бы нет? По станции Горкино курсируют 5 пар пригородных поездов Иваново-Кинешма-Иваново, поезд дальнего следования Кинешма-Москва-Кинешма, вдоль ж/д ветки расположены населённые пункты Афёрково, Иваниха, Скрылово, Постнинский, да и вокруг станции Горкино в пределах километра расположены деревни Горкино, Ушаково, Михайловское, Юдинка. 

Михаил Смирнов

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *