Золото прожитых лет

Жизнь прожить – не поле перейти. Не зря так говорится. Судьбы людей, родившихся  в 20 веке, складывались подчас более чем драматично, но трудности только закаляли их, делали  человечнее, восприимчивее к чужому горю и бедам, способнее понять и поддержать других. Труженики, общественники, патриоты родной земли, они в большинстве своём  жили и работали так, что с них можно брать пример молодому поколению. Сегодня наш рассказ о жителях нашего города, отмечающих в эти дни большие юбилеи, к которым напрямую относится всё сказанное выше.

«Дети и внуки подарили мне любовь и заботу»

26 ноября 90 лет исполнилось Александру Григорьевичу Штукареву. Он и сам удивляется, что дожил до столь солидного возраста, ведь жизнь его в детстве отнюдь не баловала.

Родился Александр Григорьевич в Малых Ломах, а раннее детство провёл в д. Самулихе, где его отец работал на мельнице. Когда мальчику было семь лет, семья перебралась в Родники на Кладбищенскую улицу (ныне ул. Ленинградская). Перевезли  часть деревенского деревянного дома, немного обустроились ­- отца забрали на войну с Финляндией. Вернулся раненый, ещё не до конца восстановился – снова война, с Германией. «Помню, в первые дни, как немцы на нас напали, отец сказал матери: «Иду на войну!» И отправился на фронт, хоть мог бы пользоваться отсрочкой по ранению, -­ вспоминает Александр Григорьевич. – Отец не вернулся, пропал без вести где-­то под Ленинградом в 41-­м. Мама осталась вдовой с двумя детьми. Всю войну работала по 12 часов. Шила  на заказ, чтобы нас прокормить». Голодно, холодно было в войну.  После окончания семилетки Александр пошёл в профтехшколу. Отучился два года – забрали в армию, на практику так и не попал. Вернулся, пошёл к директору ПТШ – мол, хочу закончить образование, посылайте на практику. И ему пошли навстречу – направили на стажировку в 1-­й ткацкий цех, где он настолько хорошо освоил профессию заправщика, что впоследствии подменял уходящих в отпуск поммастеров.

Отработал  Александр Григорьевич на одном месте, в одном и том же цеху 43 года. Говорит, коллектив всегда был очень хороший, дружный, работа нравилась, поэтому уходить  никуда и не хотел. Был в передовиках ударник коммунистического труда, имеет звание «Ветеран труда».

В молодости занимался спортом: защищал честь фабрики на соревнованиях, играл в фабричной футбольной команде. Юношей самоучкой научился играть на гармони. Сколько свадьб отыграл, праздников да вечеринок! Маме спасибо – в своё время поверила, что это не баловство, купила инструмент.

Друг вскоре после армии познакомил Александра с хорошей девушкой. Она стала его женой, подарила двух сыновей. Супруга, к сожалению, рано умерла, в 55 лет, как раз на 60-­летний юбилей. Один из сыновей тоже рано ушёл из жизни.

Трудно бы пришлось Александру Григорьевичу, если бы не родные. Второй сын и его дети поддержали в трудную минуту. Пусто и одиноко стало Александру Григорьевичу в родном доме без жены, и он предложил одному из внуков, Фёдору, поселиться с ним. Дом старший Штукарев в своё время построил сам на выделенном его  семье участке. Потратили с женой накопленные деньги на комплект щитового дома (такие продавались тогда на лесоторговом складе). Возвели стены, крышу, а внутренней отделкой занимались уже после новоселья.  Всегда держали поросят, был свой сад-­огород – хозяйство справное.

 Внук, придя жить к деду, первым делом убрал всё, что обветшало, и  обустроил дом на современный лад – можно сказать, сделал евроремонт. Сноха – швея, работает на дому, правнук и правнучка — школьники. Дед Саша всегда под присмотром, всегда окружён заботой. Часто бывает у старшего Штукарева и другой внук со своей семьёй – он поселился неподалёку, на той же улице. Сын тоже не забывает. Если что и печалит Александра Григорьевича, то только то, что после смерти другого сына нарушилось  общение с его потомками, но это дело поправимое.

«Накануне моего юбилея сын, внуки и правнуки одолели меня вопросами: что, мол, ты хочешь,  дед, чтобы мы тебе подарили? – улыбаясь, говорит Александр Григорьевич. – А я им на полном серьёзе отвечаю: «Вы мне уже сделали самый лучший подарок – подарили любовь и заботу!» Именно благодаря им, моим родным,  я и прожил столько лет и, даст Бог, ещё поживу. Я счастливый человек!»

«Для меня в жизни главную роль всегда играла семья»

Нина Антоновна Должикова своё 95­-летие отметила 27 ноября. И у неё судьба первоначально была непростая, а получилась счастливая.  Родилась она в многодетной семье седьмым – поздним ребёнком. Кроме неё были ещё две старших сестры и четыре брата. «Я рано осиротела: в 1939 году умерла мама, а в 1943 не стало отца. И с тех времён всю мою жизнь главную роль играет для меня семья, -­ делится Нина Антоновна. Она осталась на попечении старших сестёр (у одной к тому времени уже у самой было двое детей), бабушки и дедушки. Знала, что и братья при случае всегда придут ей на помощь, защитят. Будучи ребёнком, она сполна познала трудности военного времени: помогала по хозяйству, нянчила с детьми старшей сестры, ездила в лес заготавливать дрова. «Выберешь березку не слишком толстую, чтобы поддалась топору, срубишь, потом разрубишь на кусочки, чтобы можно было унести, и ходишь за каждым  туда и обратно, пока светло», -­ вспоминает Нина Антоновна.

В школе юная Нина была активисткой: училась хорошо, участвовала во всех соревнованиях – даже по стрельбе. Но трудные материальные условия заставили после седьмого класса идти работать. Устроилась няней в Дом ребёнка – благо, жили рядом, на Большой Рыбаковской. «Персонал в те времена был исключительно работоспообный, к чужим детям относились, как к своим, ­ вспоминает Нина Антоновна. ­ Бывает, заболеет малыш, положат его в больницу. Домашние с мамами ночуют, а наши ­ с нянечками, с воспитателями. И работницы шли на это сами, не требовали ни оплат, ни отгулов».

 Нина  работала и училась заочно в Кинешемском педагогическом училище. Зимние сессии оплачивались, а летние – нет. Хорошо, что заведующая пошла навстречу – ставила рабочие дни, а она потом отрабатывала, выходила во вторую, третью смену.  Не успела закончить педучилище – комсомол направил пионервожатой в детдом. «Я всегда знала, что это не моё,  нет у меня талантов работать со взрослыми детьми. Одно оформление стенгазет чего стоит», ­- смеётся Нина Антоновна. Стенгазеты, между прочим, в те времена ей помогал выпускать супруг Николай. Он воевал. После Победы приехал к другу в Родники, так как на родине у него почти никого не осталось.  Работал столяром в ЖКО, всегда был на Доске почёта. А ещё прекрасно играл в футбол.

Сначала молодые жили у Нины большой семьёй, потом им дали 11-метровую комнату с одним окном в «номерах», где стояла когда­-то печь, отапливавшая весь дом. Комната была узкая, запущенная, но супруги сделали в ней ремонт, навели уют. Стало не хуже, чем у друзей. 

Жили Должиковы дружно, гостеприимно, ни с кем не ссорились, хотя была общая кухня и частичные удобства. Те, стеснённые условия коммуналки Нина Антоновна до сих пор вспоминает с теплотой. Она вообще  уверена, что в жизни ей встречалось гораздо больше хороших, добрых людей, чем злых и завистливых.

Место воспитателя в детском саду Нина Антоновна тоже получила не сразу – пришлось ждать вакансии. В 1957 году её приняли на работу в детский сад №12, и она с удовольствием посвятила себя любимой работе. Оценив её профессиональные и человеческие качества, через десять лет ей доверили руководить детским садом №2, а в 1969 году направили заведовать новым садом – «Сосенки». Сад был ещё не до конца построен. Нина Антоновна и женщины­сотрудницы перетаскали горы строительного мусора, затем возили на тележках землю на заболоченную территорию ­ будущие прогулочные площадки. Вокруг сада посадили сосны.

В начале 70­-х кому-­то из руководителей образования пришла в голову идея объединить  детсады и ясли: два учреждения в одно. Под началом Нины Антоновны оказались детсад №15 и ясли №7. Было очень трудно – коллектив увеличился, находился в разных местах ­  везде надо было успеть, забот прибавилось. Слава богу, от такой «оптимизации» отказались: в 1972 году в подчинении Должиковой остался один детский сад.

На заслуженный отдых Нина Антоновна вышла в 1983 году, успев поработать ещё и в дошкольном отделе РОНО. Но не усидела дома – трудилась лифтёром, сторожем. Трудно даже представить, но её общий трудовой стаж составляет более 60 лет! За годы работы в сфере дошкольного образования Нину Антоновну много раз премировали и награждали грамотами. Она одна из первых в районе среди воспитателей получила почётное звание и нагрудный знак «Отличник народного просвещения».

Дети Нины Антоновны (Виктор и Вера) выросли, стали, как и родители, достойными, уважаемыми людьми. Сейчас своими успехами её радуют уже внуки и правнуки. К сожалению, супруг не может разделить с нею эту радость: она уже много лет как вдова. Но и сейчас, в столь почтенном возрасте Нина Антоновна не теряет присущего ей светлого, оптимистичного взгляда на жизнь. Дочь Вера  создала для мамы все условия для долголетия: заботится, помогает во всём, держит в курсе событий. Сын, внуки и правнуки любят Нину Антоновну и часто навещают. Для них, как и для неё самой, семья – это не пустые слова, а непременная составляющая успеха, долголетия и счастья.

 Ольга Ступина

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *