Островский и театральная жизнь Кинешмы и Родников в начале 20 века
Продолжаем разговор о великом русском драматурге Александре Николаевиче Островском. Вернее, о том, как его жизнь и творчество повлияли на культурную жизнь нашего района и области в целом. Предлагаю заглянуть во времена Красильщиковых, а именно в «Репертуар спектаклей и концертов с. Родники в 1900 – 1913 годах», который директор правления Товарищества «Анна Красильщикова с сыновьями» мануфактур-советник Николай Михайлович Красильщиков подавал для отчёта о своей культурно-просветительской деятельности. Мы увидим, что в указанном списке значится довольно много спектаклей по пьесам Островского (около полутора десятков). Причём, это лучшие его драматические произведения – такие, как «Доходное место», «Свои люди – сочтёмся», «Бедность не порок», «Бешеные деньги», «Бесприданница» и другие. По воспоминаниям родниковца Ивана Вихрева, театральные постановки в Родники привозили кинешемские артисты. И здесь нужно напомнить, что кинешемский драматический театр основан в 1896 году при участии самого драматурга и его семьи, которая на протяжении нескольких десятилетий жила по 45 месяцев в усадьбе Щелыково, по соседству с городом на Волге, и активно общалась с уездным дворянством и интеллигенцией.
Начинался кинешемский театр с музыкально-драматического кружка им. А.Н. Островского, который местные любители театрального искусства создали в «знак памяти и признательности благодарных кинешемцев» Большое участие в организации театра и сборе средств на его создание приняли предводитель дворянства П.Ф. Хомутов, камер-юнкер А.Н. Куломзин, промышленник А.И. Коновалов, которые были хорошо знакомы с драматургом по совместной общественной деятельности. А также Н. Разоренов, инженеры Н. Петин, Д. Кирпичников, Л. Лялин и другие представители кинешемской интеллигенции.
В списке спектаклей по пьесам А.Н. Островского в дореволюционных Родниках за 1901 год есть небольшая приписка: «любители» - против спектаклей «Свои люди – сочтёмся» и «Бедная невеста». Эта пометка, возможно, относится уже к родниковскому кружку любителей драматического искусства. О том, что такое театральное объединение существовало в Родниках в начале 20 века, я узнала из дневниковых записей ткача фабрики Красильщиковых Николая Слуева, который входил в состав любительской театральной труппы – правда, видимо, немного позже. Он называет имена ещё двух артистов: Пельтцера и Молодова. В марте и апреле 1913 года «любители» выступали в селе Новая Гольчиха. Первый раз с драмой в 4-х действиях «На ниве народной» («Сельская учительница») – «сочинения Вершинина», а второй раз – с водевилем «Сумерки» «сочинения Щевлякова» (здесь указано и место выступления «в помещении Морозова»). Из записей Николая Слуева также можно узнать, что театральные выступления профессиональных артистов для широких народных масс бывали из двух частей: сначала показывали серьёзную драматическую пьесу, а потом – водевиль или фарс.
Ольга Ступина