Талантливая ученица «Красного Диора»

2 марта исполнилось 85 лет знаменитому советскому модельеру, уроженцу города Иваново Вячеславу Зайцеву. Созданный им неповторимый,  узнаваемый и очень русский стиль навсегда вошёл в сокровищницу мировой моды. 

Всемирную славу модельеру принесла знаменитая «Русская серия» 1965/­68 годов ­ коллекции моделей одежды по русским народным мотивам из ивановских ситцев и великолепное платье под девизом «Россия», получившее Гран-­при на Всемирном фестивале моды в Москве в 1967 году. На Западе он получил прозвище «Красный Диор» и по праву встал в один ряд с признанными мастерами моды всего мира.

Вячеслав Зайцев никогда не забывал свою малую родину – Иваново. Он помогал готовить  художников-­модельеров на базе Ивановской государственной текстильной академии, возглавлял жюри фестиваля моды «Льняная палитра» в Плёсе.

Вячеслав Зайцев многое сделал для развития искусства и индустрии моды как педагог.  Среди его воспитанников много ярких творческих личностей. К примеру, известный российский художник-­модельер, писатель Елена Пелевина. В 1979 году она создала для начинающей певицы Аллы Пугачёвой элегантное просторное платье­-балахон из собственноручно расписанного узорами в виде птиц многослойного шёлка. В нём  Алла победила на международном конкурсе в Сопоте.

— После института я стала работать художником в отделе мод ГУМа на Красной площади, ­ рассказывала Елена в одном из интервью. – На одном из показов моделей режиссёр Александр Стефанович, увидев мои коллекции вечерних туалетов ручной росписи, решил познакомить меня со своей женой. Ею оказалась Алла Пугачёва. Для молодой певицы времён «Алых роз» и «Арлекино» я сделала пять концертных платьев, легендарных балахонов, и пять нарядных комплектов. По словам Аллы Пугачёвой, играя на сцене с этим балахоном, она могла перевоплощаться и в лирическую героиню, и в драматическую, и в юмористическую. Платья, (…) по признанию самой Аллы Борисовны, стали настоящим произведением искусства».

На счету художника­-модельера Елены Пелевиной 140 выставок, показов, театрализованных представлений по всему миру. Она лауреат многих Всесоюзных, Всероссийских и Международных конкурсов моды, соискатель Государственной премии в области литературы и искусства, член Московского Союза художников и Международного творческого союза России. В её нарядах выходили в свет  не только Алла Пугачёва, но и Елена Камбурова, Надежда Бабкина, жёны  иностранных дипломатов,  Лайза Минелли, супруга президента США Джорджа Буша-­старшего и многие другие знаменитости. Елена Пелевина открыла в столице «Дом Русской моды», имеет свою торговую марку, бутики по всему миру.

«В её работах – душа народа», -­ написал великий Пьер Карден в книге отзывов её персональной выставки, которая проходила в рамках Международного фестиваля летом 2012 года в Провансе. Елена сотрудничала со всемирно известным кутюрье и была у него в гостях. Ей рукоплескал Париж, а японцы назвали её самым русским художником-­модельером и присвоили звание профессора. Работы Елены Пелевиной: образцы модной одежды, настенные панно, гобелены, ковры ­  приобретают ведущие отечественные и зарубежные музеи. Она – единственный российский дизайнер, чьи костюмы есть в экспозиции музея Метрополитен в Нью-­Йорке.

Лет 15 назад Елена Пелевина (именно так, без Ё, звучит и пишется её фамилия в мире моды) была с выставкой своих работ в Родниках, в нашем старом музее. Оказалось, что у нас в районе её корни по отцовской линии. Более того, вскоре после рождения родители временно отдали её на воспитание дедушке с бабушкой – отец дипломат­-арабист получил назначение на Ближний Восток и, пока семья не обустроилась на новом месте,  девочку было решено оставить в Союзе. Елена вспомнила город своего раннего детства – центральные улицы, площадь, Рабочий посёлок, восьмилетнюю школу №4, куда она пошла в 1-­й класс. Поучилась она в Родниках недолго – вскоре родители забрали её к себе. 

 — Возможно, этот стиль, эту яркость и чистоту красок, которые присущи моим работам, я вобрала в себя, дыша природой Северной Африки, где до 17 лет жила с родителями, ­ говорила Елена Пелевина ещё в одном интервью.  — Мне повезло в жизни, потому что на моем пути встречались замечательные люди. (…) Уже вполне известный Вячеслав Зайцев (…)  стал руководителем моего дипломного проекта. Увидев мои эскизы, он со свойственной ему искренностью сказал, что я не модельер, а театральный художник, надо идти на практику на «Мосфильм». Так и случилось. Проходила я практику в качестве помощника по костюмам у режиссера Алексея Салтыкова, который в то время снимал дилогию «Емельян Пугачев». В главных ролях  ­ Евгений Матвеев, Вия Артмане. Мне поручили сделать народный костюм — сарафан, рубаху — для исторического персонажа Устиньи Кузнецовой, выданной замуж и ставшей «новой императрицей», роль которой исполнила Ольга Прохорова. Вот таким удивительным образом выстраивалась мистическая цепочка дальнейшей моей карьеры!»

Художник­-модельер Елена Пелевина со своим знаменитым учителем Вячеславом Зайцевым

Елену Пелевину связывают с Вячеславом Зайцевым долгие годы дружбы.  Она признавалась, что его модные коллекции нравятся ей своей классической женственностью.

Приехав в Родники именитым художником­-модельером, Елена Пелевина высказала желание разыскать своих родственников на нашей земле. К сожалению, найти мало что удалось. Её отец, Лолий Леонидович  Пелёвин –  участник Великой Отечественной войны, выпускник школы РИК, где  дед  Леонид Аверьянович Пелёвин перед войной преподавал историю и некоторое время был директором. С 1947 по 1967 год Леонид Аверьянович руководил родниковским ПТУ. Кроме Лолия, в семье Пелёвиных были ещё дочь, которая  после окончания пединститута преподавала русский язык и литературу в Каминской средней школе,  потом вышла замуж и уехала из Родников, а также младший сын, трагически погибший в студенческие годы. Если кто­-то что-­то знает о родниковских Пелёвиных, состоит с ними в родстве, позвоните или напишите к нам в газету!

 Ольга Ступина

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *