Николай Красильщиков и пионер гироскопической техники
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Если судить по тому, кто входил в ближний круг главного родниковского фабриканта Николая Красильщикова, непосредственно занимавшегося вопросами производства тканей и развитием нашей малой родины в конце 19 — начале 20 века, то можно заметить, что, помимо людей искусства, ему были очень близки технари, люди, чьими талантами и способностями двигается технический прогресс.
В первом мартовском номере газеты вы можете прочитать воспоминания о фабриканте, где говорится об отношении его с инженерно-техническим персоналом фабрики. Но я бы обратила ваше внимание ещё на личность костромского губернатора тех лет Петра Петровича Шиловского, которого с Красильщиковым связывали не только служебные, но и дружеские отношения.
Пётр Петрович Шиловский (1871-1957 г/) был не только государственным деятелем, но и талантливым инженером, изобретателем-самоучкой, пионером гироскопической техники. Он руководил Костромской губернией в период с 1910 по 1912 год, занимался подготовкой к празднованию 300-летия дома Романовых. До назначения на этот высокий пост уже проявил себя на государственной службе и как судебный следователь, публицист.
В 1909 году он получил сразу в нескольких европейских странах патент на «Устройство для сохранения равновесия повозок или других находящихся в неустойчивом положении тел». Это изобретение Шиловский в 1911 году (во времена губернаторства и знакомства с Красильщиковыми!) применит на практике: на выставке в Петербурге представит публике действующую модель монорельсовой железной дороги с гиростабилизированным поездом, а в мае 1914 года прокатит по улицам Лондона на гирокаре (гиростабилизированном двухколёсном автомобиле).
В годы Первой мировой войны Шиловский разработал проект стабилизации корабельного орудия, действующую модель гироскопического успокоителя качки корабля, «ортоскоп» (гироскопический курсоуказатель), проверенный на яхте и на самолёте «Илья Муромец».
Даже после революции Шиловский хотел служить России, обратившись к руководству молодой Советской республики с предложением построить гироскопическую железнодорожную ветку Кремль – Кунцево. Его идеи, поддержанные рядом выдающихся учёных, в начале 20-х годов начали воплощаться в строительстве монорельсовой железнодорожной ветки Петроград – Детское Село (ныне г. Пушкин) – Гатчина. К сожалению, из-за начавшейся разрухи, проект не был доведён до конца, а сам изобретатель вынужден был эмигрировать. В 1922 году в Великобритании вышла его монография «Гироскоп: его конструкция и применение». Пользу отечественного изобретения, как водится, первой оценила заграница.
Ольга Ступина