Горки — Каминский. Когда появилось село?

Горки Павловы в начале 20 века. На заднем плане справа видна каменная церковь Казанской иконы Божией Матери с колокольней, здание которой сохранилось лишь частично и занято пекарней.

Село Каминский ­- второй по величине населённый пункт нашего Родниковского района. С 1947 по 2004 год оно имело статус посёлка городского типа. В 1947 году посёлок был переименован в честь одного из первых комсомольцев нашего района Павла Каминского, погибшего в 1922 году. До этого это было село Горки Павловы. А ещё раньше ­- просто Горки.

Деревня Горки впервые упоминается в 1678 году, как следует из документов, которые обнаружил В. В. Пастухов и ссылается на них в своей новой книге «России нет без деревень…». До этого в документах упоминалась только пустошь Горки. Так как селом долгое время владели помещики Павловы, село примерно в середине XIX века и стало писаться в разных документах как Горки господ Павловых, Павловы Горки, Горки Павловы. В 1860 году село с четырьмя деревнями
записано уже за помещиком Васьковым Иваном Фёдоровичем, который с 1863 года стал предводителем дворянства Нерехтского уезда, а с 1871 по 1875 год ­ предводителем дворянства всей Костромской губернии.

А когда же Горки стали селом? Поселение становилось селом, как известно, когда в нём строили церковь. А первую деревянную церковь Казанской иконы Божией Матери в Горках построили в 1698 году, как следует из документов, которые я обнаружил недавно в книге 1902 года издания «Материалы для истории Костромской епархии. Плёсская десятина…».

«7207 г. сентября 23 по указу святейшего патриарха и по помете на выписке казначея монаха Тихона Макарьевскаго, а по челобитью Ивана да Василия Иосифовых детей Павловых, велено новопостроенные церкви Пресвятой Богородицы Казанския, которую построили они в Плёсской десятине в вотчине своей в селе Горках на попа с причетники дани положить по сказке Василия Павлова, с дворов: с попова, с дьячкова, с просвирницына, с приходских: с 1 вотчинникова, c 10 дворов крестьянских молотчих, да с церковные земли по памяти какова вынесена из Поместнаго Приказа за приписью дьяка Дмитрия Феодорова 7206 г. июля 18 с пашни 10 чети, сенных покосов с 10 копён по указанной статье 13 алтын 4 денги, заезда гривна, и те данныя деньги велено имать с нынешнего 7207 г. и сентября в 24 день…»

«7207 г. сентября 25 дан антиминс ко освящению новопостроенныя церкви Казанския Богородицы, что в Костромском уезде село Горки, а взял антиминс тоя же церкви поп Феодор и расписался».

7207 год от сотворения мира ­ это 1698 год от Рождества Христова. Приходских дворов крестьянских молотчих в 1698 году было всего 10 (это, надо полагать, только в самом селе Горки) и один господский двор. Слово «молотчий» использовалось при определении достатка хозяйства или человека. Молотчий—значит, бедный. Ещё употреблялось тогда слово «середний», т. е. середняк и «лутчий», т. е. зажиточный. Как видим, все крестьяне в Горках были бедняками. Прихожане и церковно ­служители села Горок были обложены податями по указу Святейшего Патриарха сразу, как только построили церковь. Подать исчислялась в 13 алтын 4 деньги. Алтын ­ это 3 копейки, а деньга ­ полкопейки. Для сравнения: на 1 копейку тогда можно было купить курицу, на 10 копеек ­ пуд хлеба, а на 30 копеек ­ пуд говядины. Ещё бралась «заезда гривна». Это расходы на проезд сборщика десятины (десятой части дохода в пользу церкви). А гривна—это сумма в 10 копеек. Четь ­- это мера площади засеянной земли. Сейчас ­ примерно полгектара. Плёсская десятина ­ обширный церковный округ.

В том же году церкви был дан антиминс. Антиминс в православии -­ обычно четырёхугольный, из шёлковой или льняной материи, плат со вшитой в него частицей мощей какого-­либо православного мученика, лежащий в алтаре на престоле. Одновременно он является также и документом, разрешающим совершение литургии.

На основании всех этих данных можно уверенно утверждать, что поселение Горки стало селом в 1698 году, а первое, найденное документально подтверждённое упоминание о селении относится к 1678 году…

Продолжение читайте в газете «Родниковский рабочий» от 4 января.

Владимир Максимов, краевед.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *