Породнённый с морем, землёй и небом
80 лет назад, в Николин день, 19 декабря, в с. Болотново появился на свет талантливый, самобытный родниковский прозаик и поэт Валерий Коликов. Его судьба похожа на роман с некоторым авантюрным уклоном: простой деревенский мальчишка во взрослой жизни, наподобие героев Жюля Верна, смог и обогнуть Земной шар под водой, и взмыть в небесные выси, и, оседлав крылатого коня вдохновения Пегаса, подняться на литературный Олимп, пусть и провинциальный, став одной из самых ярких звёзд.
Впрочем, о своём жизненном пути он сегодня расскажет сам. А мы особо подчеркнём, что Валерий Витальевич плодотворно сотрудничал с нашей газетой несколько десятилетий и до сих пор захаживает в редакцию, делится идеями, планами, всегда готов прийти на помощь. Мы сердечно поздравляем нашего друга, собрата по перу с юбилеем. Желаем никогда не терять вкуса к жизни, творческого настроя и вдохновения, своего неповторимого юмора и иронии – продолжать писать прозу и стихи, заметки в газету, не забывать про нас. Счастья Вам и здоровья, всяческого благополучия, Валерий Витальевич! Пусть и у Вас, и у Ваших близких всё будет хорошо! Ждём новых текстов для публикаций!
О творчестве и о себе
Родился я в селе Болотново, очень давно. Достаточно сказать, что 12 лет жил еще при Сталинском правлении, а сколько еще этих правителей было в моей жизни! Порой сбиваюсь со счета. Когда началось Великая Отечественная война, отца провожали, как потом оказалось, навсегда, мать, две мои сестры – одной был годик, второй два. Я находился еще под сердцем матери и на свет появился только через полгода. Жил в «бабьем царстве»: мать, две сестры и потерявшая зрение бабушка. (…)
Жил с нами еще дед, но его не стало уже во время войны – помню его очень смутно. Тяжело жилось! Выручала кормилица корова. Если бы не она, выживаемость наша была бы под вопросом.
Помню, как над селом нескончаемым потоком летели самолеты. Стоял такой гул и было так страшно! Я прятался за сараем. Предполагаю, что это было в год Победы. Завершив войну на западе, войска перебрасывались на Дальний Восток.
В своё время пошёл я в Болотновскую семилетнюю школу. Учился неважно: был не в ладах с математикой. Гуманитарные предметы давались легче много читал. (…) Так сложилось, что наша школа оказалась единственным очным учебным заведением, мною законченным. Далее была учеба вечерняя, заочная, экстернат.
После окончания школы пошел работать в колхоз разнорабочим, в неполные 16 лет. (…) Трудился наравне со взрослыми; летом без выходных, отпусков не было вообще. За всю свою последующую жизнь так много и тяжело физически не работал. По ночам болели натруженные за день руки.
В ноябре 1961 года получил повестку из райвоенкомата. Год учился в Ленинграде на радиотелеграфиста подводной лодки (ПЛ). По окончании обучения был направлен на только что построенную ПЛ, которая проходила ходовые и прочие испытания на Балтике, в г. Лиепая. Потом был переход на базу постоянной прописки, в г. Полярный Мурманской области.
Написал первое стихотворение, отправил в редакцию флотской газеты. Забраковали. Посоветовали писать корреспонденции об армейских буднях подводников.
Очень долго нашу субмарину преследовала череда невезения: столкновение на Балтике с финским судном, возле пирса рубануло винтом торпеду-болванку (пришлось заменять винт), в Баренцевом море всплыли под эсминец и еще ряд других неприятностей. Только завершающий год на флоте выдался успешным и насыщенным. Дважды сходили в автономку: первый раз на 75 суток, второй на 73. Демобилизовался в 1965 году. Вообще-то, я с детства мечтал об авиации, даже имя своё получил в честь легендарного летчика Валерия Чкалова, но вот срочную службу ( а она в то время на флоте длилась 4 года) выпало служить в совершенно противоположных авиации войсках...
Продолжение читайте в газете «Родниковский рабочий» от 22 декабря.
Ольга Ступина