Мир! Труд! Май!
Моё поколение, пожалуй, можно назвать последним советским поколением, ибо мы получили школьные аттестаты и вступили в большую жизнь в 1985 году, в самый разгар перестройки, накануне краха воспитавшей нас огромной страны. Годы брежневского застоя – это наше детство и отрочество – счастливое, безмятежное. И одним из самых ярких воспоминаний того времени лично для меня является Первомай.
Этот день почему-то всегда представляется мне солнечным, ясным. Главное действо праздника – в центре, на пл. Ленина. Туда со всех концов, с окраин, стекаются людские потоки. Люди одеты в самое лучшее, в руках шары и флажки – это зрители. Они вскоре заполнят всё пространство вдоль дорог, по которым пройдут праздничные колонны. А участники шествия собираются отдельно, получают знамёна, транспаранты и подтягиваются к месту, откуда будет дан старт торжественном проходу мимо трибуны, с которой громко расскажут о трудовых или учебных достижениях твоего коллектива. Чувство общности, единения людей – по-моему, самое главное и важное в тех демонстрациях.
Мы с детства гордились орденоносным комбинатом «Большевик» практически в каждой семье кто-то работал на производстве или в социальной сфере, которая содержалась за его счёт. В конце 60-х, когда мы появились на свет, вся страна готовилась к 100-летию со дня рождения первого руководителя Советского государства Владимира Ильича Ленина, которое отмечалось 22 апреля 1971 года, 50 лет назад. К этой дате на комбинате «Большевик» была создана «Комната трудовой славы», большой мужской хор под руководством дирижёра-хормейстера Александра Жуковского, а главное развернулось широкое трудовое соревнование, которое в очередной раз подтвердило, что предприятие является одним из лучших в текстильной отрасли. И к 1 мая 1970 года в знак признания высоких трудовых заслуг родниковских текстильщиков и к своему 150-летию комбинат был удостоен второй высокой награды – ордена Трудового Красного Знамени, а многие его работники получили медаль «За доблестный труд». Орден торжественно вручил руководству комбината 1-й секретарь обкома КПСС Александр Смирнов. Родниковские текстильщики ответили на награждение новыми трудовыми свершениями. К середине 70-х годов на комбинате благодаря выдающимся ткачихам Марии Небурчиловой, Римме Челноковой, Лилии Лапшиной развернулось движение многостаночниц. Они обязались за одну пятилетку выполнить два пятилетних задания. Стали работать сначала на 84 станках, а затем на 120 вместо 40 по норме. Их примеру последовали прядильщицы Галина Нестерова, Зинаида Белозёрова, Валентина Дудина: стали обслуживать 720 веретён вместо 360 по норме. Мария Небурчилова как комсомольский лидер выступила также с призывом к молодым рабочим повышать своё мастерство и за 23 года достигать производительности труда кадровых рабочих. Было подсчитано, что повышение квалификации молодёжи позволит увеличить выпуск суровых тканей на 570 тыс. метров, а доходы возрастут на 385 тыс. рублей. В каждом цехе были созданы школы передового опыта, которые вели лучшие производственники. Более 300 кадровых рабочих взяли шефство над новичками. И уже совсем скоро 29 молодых текстильщиков трудились наравне с передовиками. Комбинат «Большевик» не покидал тройку лидеров текстильной отрасли и часто занимал первые места, завоёвывая переходящие Красные знамёна высших государственных органов СССР и РСФСР, ВЦСПС. Передовики получали высокие звания и награды, а само предприятие – большие премии, которые вкладывались в создание неповторимого облика Родников. В советское время комбинат «Большевик» 14 раз становился победителем отраслевого социалистического соревнования, был занесён на Всесоюзную Доску Почёта. Трудовые рекорды не были пустыми звонкими фразами – к 80-м годам значительно выросло благосостояние людей и сам город.
Я и мои сверстники не раз встречались с передовыми рабочими комбината и слушали их рассказы о производственных успехах, задумывались о славе человека труда. Свои первые интервью я, ученица 3-го класса восьмилетней школы №3, брала не у кого-нибудь, а у кавалера ордена Ленина Антонины Серовой и у Героя Социалистического Труда Риммы Челноковой. Интерес и даже некоторую зависть испытывали мы к своей однокласснице Наташе Кочетовой, чей папа, Виктор Кочетов, возглавлял тогда гремевшую на всю страну комсомольско-молодёжную бригаду и был удостоен разных высоких званий. К нам на классный час приходила знаменитая ткачиха 30-х годов Ирина Лапшина - в нашей школе учился её внук. Комсомольцами мы встречались с молодой передовой прядильщицей Ангелиной Голубевой. А после 9 класса, в летние каникулы, уже и сами пошли работать в цеха. Нам довелось выпускать пряжу на прядильных машинах ПК-100 – теперь таких уже нет, как нет и самой прядильной фабрики. Но я до сих пор с благодарностью вспоминаю добрую и мудрую нашу наставницу Валентину Ивановну Перову – прекрасную работницу, которая учила нас азам профессионального мастерства.
Некоторые из моих сверстников трудились на производстве до конца лета и зарабатывали себе на обновки или какие-то желанные вещи, вроде магнитофона. И до сих пор гордятся, как и я, что первая запись в их трудовой книжке: «Принят на производство комбината «Большевик». Есть среди нас и такие, кто связал свою жизнь с текстильной отраслью и вместе с нею пережил нелёгкие времена, дождались её возрождения, пусть и не в таких масштабах, как в советское время. Лозунг: «Мир! Труд! Май!» навсегда впечатан в наши сердца как неотъемлемая примета нашей жизни.
Ольга Ступина