Село Горкино. О чём напоминают храмы
Второй год Православный Просветительский Центр во имя преподобного Сергия Радонежского совместно с молодежным объединением «ДАРР» реализует проект «Святыни Родниковского района». Цель проекта — приобщение школьников к истории православия в Родниках и окрестностях.
В этом году участники велопохода посетили Преображенский и Смоленский храмы в селе Горкино. В составе группы паломников — восьмиклассники Центральной городской школы вместе со своим классным руководителем Светланой Александровной Мужжухиной. Я тоже была участницей этого похода и хочу о нём рассказать.
Дорога наша была длинной, но очень интересной. Прибыв на место, мы увидели два храма: один цел, хоть и находится в запустении, а от другого почти совсем ничего не осталось. Оба церковных здания расположены на бывшей торговой площади под небольшим углом друг к другу. Сергей Борисович Пухов, катехизатор Родниковского благочиния, уроженец этих мест, рассказал нам об истории этих храмов.
«В 1125 году село Горкино входило в Матнинский стан, по названию района Матня. В то время здесь было совсем немного дворов, 10 домов, но уже имелся храм. Поэтому эта торговая площадь считалась самым значимым местом для местного населения.
В 17 веке село значительно разрослось и стало имением очень известного князя из рода Долгоруковых, Якова Фёдоровича. Чем он был знаменит? Да тем, что, во-первых, был очень образованным и мудрым человеком. Латинский язык знал в совершенстве и свободно им пользовался, что в то время было очень значимо. Во-вторых, он был приближен к царям Романовым. Царица Софья Романова отправляла князя в посольство за границу, просить помощи в войне с Османской Империей.
В стрелецком бунте Яков Фёдорович Долгоруков принял сторону Петра I, за что впоследствии уже император Пётр I приблизил князя к себе. Яков Фёдорович получил звание ближнего боярина. Вскоре в государстве образовалось, говоря простыми словами, Министерство обороны, и князь получил должность Министра или Генерал-комиссара. Он заведовал всеми сухопутными войсками Российской Империи. Затем началась Шведская война, и князь принимал в ней непосредственное участие. В 1700 году он был захвачен в плен под Нарвой. В течение 10 лет шведы держали Якова Фёдоровича в плену. Но счастливый случай выпал русским пленным. Во время переезда в другой город, они разоружили всю охрану и на корабле, в котором их перевозили, и уплыли к себе домой. По возвращении в Россию князь был назначен сенатором. Участвовал в его работе Сената — самого главного органа управления в Империи. Яков Фёдорович получил должность главы Ревизионной комиссии. Это значит, что именно он ведал всеми доходами и расходами Российской Империи. Служил честно и достойно.
На средства Якова Фёдоровича для жителей села Горкино в 1732 году был построен Преображенский храм. Более 200 лет стоял этот красивый и величественный храм до тех пор, пока к нему «не приложили руки» наши потерявшие веру деды и прадеды.
Этот храм был построен в честь праздника Преображения Господня. Он имеет традиционный вид: высокий четверик, пристроенную к нему трапезную часть. В западной части храма расположена колокольня, к сожалению, верх разрушили. Этот храм назывался летним, так как в нём не было отопления, Богослужения совершались летом. Чуть дальше находятся руины зимнего храма. Он меньше по высоте, и в нём было отопление. Этот зимний храм был построен прихожанами села Горкино и окрестных деревень гораздо позже, в 1825 году. Он имел два придела, один в честь Смоленской иконы Божьей Матери, а другой — в честь Святителя Николая. Территория этих храмов была ограждена каменной оградой. Доходы храмы получали не только от пожертвований прихожан, но и от аренды. Торговцы приезжали в село и арендовали место и лавки на торговой площади, и деньги, вырученные с этой аренды, шли на содержание храмов. Служили в них два священника, дьякон, дьячок и пономарь. У них во владении находилась пахотная и сенокосная земля, имелись доходы, и практически у каждого был свой собственный дом.
Народ в селе Горкино занимался, в основном, земледелием, были и торговцы, очень многие ходили на работу в Родники на фабрику Красильщиковых. Около местного храма было расположено здание церковно — приходской школы. Также имелась ещё одна — земская школа. К сожалению, ни та, ни другая не достояли до наших дней.
Храм в Горкино был закрыт вскоре после Октябрьского переворота, после чего использовался далеко не по назначению: в зимнем храме располагалась машинотракторная станция, где ремонтировали технику. А в летнем на устроенном втором этаже была библиотека. Но и она недолго просуществовала.»
Рассказ Сергея Борисовича нас очень заинтересовал. Мы решили побывать внутри летнего храма. К сожалению, кроме развалин, ничего не обнаружили. Но что-то необычное всё же чувствовалось внутри, ощущалось присутствие чего-то невидимого, чудесного. Нам сразу представилось, каким красивым был когда-то храм. Пройдя чуть дальше, мы обнаружили остатки росписи на стене. Это было изображение Иисуса Христа. Хочется, чтобы не было здесь разрухи и запустения, чтобы храмы восстановили, и они снова дарили нам свою красоту, чистоту и величие, чтобы люди знали историю этих мест.
Настя Моисеева,
юнкор