Что мешает острецовской колбасе завоёвывать рынок?
На прошлой неделе вместе с консультантом управления сельского хозяйства райадминистрации Мариной Саблиной мы побывали на этом предприятии и узнали о том, как оно существует в сегодняшних непростых экономических реалиях. В прошлом году в «колбасном» производстве СПК «Россия» наблюдался некоторый спад, последствия которого в начале этого года удалось свести к минимуму, а по доходам даже выйти в определённый плюс. Небольшому предприятию трудно выдержать конкуренцию с гигантами мясной индустрии.
Путь в большие гипермаркеты и торговые сети им заказан. Остаются небольшие магазины, ярмарки выходного дня, некоторые точки общепита. Чтобы избежать издержек, предприятие работает под заказ – с проверенными клиентами и постоянно ищет новых. Работает стабильно, но загружено производство всего процентов на 50.
Наше мясоперерабатывающее предприятие образовалось давно, когда все сельские товаропроизводители района были объединены в агропромышленное объединение «Родниковское», говорит председатель СПК «Россия» Олег Барашков. – Тогда мы проблем со сбытом не знали: в АПО была целая сеть своих магазинов. Сейчас у нас несколько небольших торговых точек в Родниках и в Иванове. Есть постоянные заказчики. Но до былых возможностей, конечно, далеко.
Производителей мясной продукции полно и в основном крупных, которые выбрасывают на рынок непонятно что: колбасы с минимальным содержанием мяса, с химическими добавками, выигрывающие у нашей по цене. Попробуйте пожарить эту колбасу – как в детстве, на сковородочке, залив потом яйцом. Она никогда не даст вам такой приятной хрустящей корочки, как наша, потому что наша натуральная, из мяса, и с натуральными специями. Мы в своё время возили её в Америку – тамошние фермеры её очень хвалили, сказали, что такой качественной, натуральной у них давно не производят – одна химия.
Говядину для колбасы и деликатесов мы выращиваем сами, свинину закупаем у местных фермеров. Специи поставляют проверенные поставщики. Коптим на натуральных ольховых опилках – есть своя коптильня.
Рецептуру наших колбас разработали профессиональные технологи. Первые рецепты я получил от очень опытного специалиста из Нижнего Новгорода, с которым познакомился на агропромышленной выставке в Москве. Эти колбасы до сих пор – основа нашего ассортимента, пользуются большим спросом, хотя мы не стоим на месте – стали, например, выпускать разнообразные полуфабрикаты (пельмени, котлеты, манты, купаты и т.п.)
Руководитель мясоперерабатывающего предприятия Владимир Григорьев подтвердил, что ассортимент выпускаемой продукции, действительно, постоянно расширяется:
Сейчас мы выпускаем порядка 50 наименований колбас, мясных деликатесов и полуфабрикатов. Мы работаем без химических консервантов, красителей – наша продукция экологически чистая. Недавно наши партнёры – нижегородские технологи разработали для нас несколько новых рецептов колбас, и мы запустим их в производство, как только пройдём все необходимые согласования и получим разрешение.
Коллектив мясоперерабатывающего цеха небольшой – всего 7 человек, включая начальника. Сам Владимир Григорьев здесь давно, начинал «с низов» с простого обвальщика и прошёл все звенья технологической цепочки. Он и сейчас, если нужно срочно кого-то подменить, берётся за любую работу.
Владимир провёл для нас экскурсию по своему предприятию, и мы увидели своими глазами, как делается наша знаменитая острецовская колбаса.
У входа в цех на больших крюках висели части туши забитой коровы. На предприятии – своя бойня, поэтому мясо здесь всегда свежее. Недалеко в больших металлических ящиках «дозревали», ждали копчения, куски свинины – будущие грудинка, окорока. Рядом рабочий закладывал куски мяса в огромную мясорубку – получался фарш, в который снизу, в таком же огромном чану, добавляли другие ингредиенты колбасного фарша и тщательно всё перемешивали. Затем фарш загружали в другой агрегат, из которого через специальную трубку он выдавливался в прозрачную оболочку – колбаса приобретала форму и вскоре перекочёвывала на соседний стол, где ловкие женские руки формировали из колбасных батонов связки.
Вообще, как нам сказали, процесс создания колбасы достаточно длительный – до 5 дней. После формовки она примерно сутки подсушивается, а затем варится или коптится. Процесс сушки и варки происходит в огромных духовых шкафах. Открывать их надолго не разрешается, иначе испортишь продукт. Затем колбасы и мясныеделикатесы ещё некоторое время висят в специальном помещении и отправляются потребителю.
Натуральная острецовская колбаса в прозрачной целлофановой оболочке не может храниться так же долго, как напичканная химией продукция крупных предприятий. Поэтому магазины закупают и реализуют её малыми партиями. Для потребителей хорошо – свежая, а вот для производителей – не очень: нет большой прибыли, нет средств и возможностей для дальнейшего развития.
Мы поинтересовались у мясопереработчиков, какой помощи они ждут от государства для поддержки своего бизнеса. Оказалось, они уже давно привыкли обходиться собственными силами, надеяться только на себя.
Нам хотя бы льготные кредиты на покупку оборудования, признаётся Олег Барашков. – Мы бы с удовольствием его обновили. Но один кутер (агрегат для производства фарша) стоит больше миллиона рублей.
СПК «Россия» ещё не расплатилось с кредитами, взятыми на реконструкцию старых производственных помещений и приобретение новой сельскохозяйственной техники и оборудования. Сейчас, когда кредитная политика государства в аграрной сфере стала более либеральной, в приоритете у председателя получить деньги на строительство нового телятника на 250 голов. Колбасное производство подождёт.
Ольга Ступина