Первоклассник: трудности адаптации к обучению
Проблема адаптации первоклассников часто обсуждается, но для каждой мамы по-прежнему актуальна. Важна она и для педагогов, работающих с семилетками
Чтобы свести к минимуму риски, с которыми придется столкнуться родителям первоклассников, и найти точки соприкосновения между детским садом и школой, в детском саду «Веснушки» прошёл дискуссионный клуб «Первоклассник: трудности адаптации к обучению, пути решения проблем». Мероприятие организовано в рамках сетевого взаимодействия между детским садом «Веснушки», средней школой №2 и детским садом «Светлячок» с. Постнинский и проводится не впервые. Активными участниками встречи стали родители первоклассников, родители будущих выпускников детских садов, специалисты, учителя.
Таким образом, были сформированы четыре группы авторитетных мнений, каждая из которых представила свой взгляд на трудности адаптации в первом классе. Круг проблем, предлагаемых для дискуссии, был условно разделен на три части: «Да, нет, возможно», «Есть мнение» и «Школьные науки». Самыми обсуждаемыми стали вопросы, касающиеся психологической готовности, неуспеваемости школьников, посещения кружков, репетиторства.
Вот, как на эти и другие вопросы ответили наши эксперты.
— Репетитор утверждает, что ребенок готов к школе. Можно ли доверять его мнению?
— «Нет, не стоит. Во всяком случае, полностью, утверждает Ирина Лебедева, опытный учитель начальных классов средней школы №2, репетитор обычно оценивает готовность ребенка с позиций владения им школьными умениями. При этом опускается очень важная составляющая, а именно личностная, социальная зрелость ребенка. Репетитор общается с ребенком индивидуально, учитель в переполненном классе. Репетитор может прервать занятие, сменить порядок заданий, вернуться к другой теме. Учитель же следует раз и навсегда установленному порядку и программе. Да и зачем наемному педагогу подвергать сомнению свой труд?»
— Нужен ли первокласснику телефон?
Комментирует психолог детского сада «Веснушки» Светлана Носкова:
— «Нужно признать, что телефон нужен не самому первокласснику, а его маме. Тревога за маленького несамостоятельного ребенка понятна и оправдана, поэтому очень важно как можно дольше провожать первоклассника в школу и встречать его буквально «за ручку», приучать к самостоятельности и осторожному поведению на дороге еще до школы. Телефон же должен выполнять свою непосредственную функцию связи, а не приложения к играм. Он не должен быть дорогим, чтобы не плакать в случае потери, и не разряжаться в самый неподходящий момент».
— Ребенок гиперактивный. Стоит ли торопиться с поступлением в школу
— «Если возраст ребенка позволяет остаться в садике еще один год, то лучше повременить с поступлением в школу. Если же время не терпит – принимаем ситуацию и помогаем непоседе адаптироваться к новым условиям, – считает школьный психолог Ольга Сивохина, от родителей потребуется немало усилий, чтобы постоянно контролировать занятость школьника и спокойно реагировать на двигательную суетливость и невнимательность малыша. Желательно проконсультироваться у врача-невролога, очень тщательно продумать режим дня школьника. В любом случае, выбор идти или не идти в школу и когда это делать остается за родителем.
— Ребенок не произносит некоторые звуки. Как быть?
Отвечает наш эксперт, учитель-логопед Ирина Василенко:
— «Существует три вида нарушений в произношении звуков: искажение, замена и отсутствие звуков. Если какой-либо звук искажен, то в дальнейшем на состояние письменной речи это повлияет незначительно. Другое дело, если звук заменяется или совсем отсутствует. В этом случае обязательна логопедическая коррекция и лучше, если это возможно, повременить с поступлением в школу. Подобные нарушения в будущем опасны дисграфией (расстройством письма) у школьника. Необходимо проконсультироваться со специалистом и принять взвешенное решение».
— Предположим, что ребенок не может учиться на «отлично». Как поступить в этой ситуации?
— Мнение родителей и экспертов единодушно: не может на «отлично», значит, может на «хорошо» или «удовлетворительно». Завышать планку для ребенка нельзя, но и сидеть сложа руки тоже не стоит. Поэтому, первое, что необходимо сделать – принять ситуацию, второе – поставить цель достичь определённого, посильного ребёнку уровня и прилагать усилия к ее достижению.
Хочется отметить, что в ходе обсуждения и поиска истины мнения родителей и учителей часто оказывались созвучными и не вызывали споров. После дискуссии ее участники продолжили доверительную беседу, но уже за чашкой чая. Педагоги и родители поблагодарили всех организаторов встречи и лично ее инициатора и вдохновителя старшего воспитателя Татьяну Золотову, а также высказали пожелание встретиться вновь.
Татьяна Викторова,
заведующая детским садом «Веснушки»