Юрий Смирнов: Курортный сбор. Зачем он нужен?
В Госдуме 10 июля прошли парламентские слушания, посвященные проведению эксперимента по развитию курортной инфраструктуры и введению курортного (туристского) сбора в России. Соответствующий законопроект принят в первом чтении.
Как известно, на начальном этапе курортный сбор должен появиться в 2018 г. в четырех регионах страны. Экспериментальными территориями станут Республика Крым, Алтайский край, Ставропольский край и Краснодарский край. Впоследствии эта практика должна распространиться и на другие регионы страны.
Однако остаются спорные вопросы, касающиеся введения нового сбора. Их и обсудили парламентарии с участием руководителей регионов и муниципалитетов, на территории которых в период 2018 — 2022 гг. будет проведён эксперимент по введению платы за пользование курортно-туристской инфраструктурой (далее – курортный сбор).
Итоги обсуждения и перспективы введения сбора в Ивановской области прокомментировал член думского комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Юрий Смирнов.
По словам депутата, один из спорных моментов касался размера самого сбора. «Первоначально называлась сумма до ста рублей с человека в сутки. Однако предложено в первый год сумму суточного сбора установить не выше 50 рублей, — говорит Юрий Смирнов. – До ста рублей размер сбора нужно доводить постепенно, опираясь, в том числе на объем туристического потока в том или ином регионе, муниципалитете. Нельзя забывать, что главная цель введения нового сбора, практика применения которого, к слову, весьма распространена в популярных у туристов странах, помощь муниципалитетам в развитии инфраструктуры и поддержании ее в нормальном состоянии».
Важным при обсуждении законопроекта о курортном сборе остается вопрос льготников. «Проектом закона, принятым в первом чтении, предлагается освободить от уплаты курортного сбора детей, инвалидов и ряд других категорий граждан», — поясняет Юрий Смирнов.
Он добавил, что курортный сбор выводится из межбюджетных отношений. Предлагается в первый год действия сбора 70% оставлять в муниципальном образовании, 30% — в бюджете региона, со второго года все деньги должны оставаться в муниципальном образовании. Размер сбора будет устанавливаться региональными органами власти.
Контроль за его расходованием должен осуществляться специально созданным общественным советом.
Пока не проработан критерий введения в том или ином регионе курортного сбора. «Наверняка, основным здесь должен быть объем турпотока. Применительно к Ивановской области:введение курортного сбора разумно начать на территории Кинешмы, Плеса, муниципалитетов с большим потоком туристов. Но стоит ли вводить такой сбор в ряде других населённых пунктов региона? Этот вопрос актуален применительно не только к нашей области».
Много вопросов по администрированию сбора, в том числе как это делать по отношению к так называемым «диким туристам», которые останавливаются в частном секторе, палатках, которых иногда более 50% в общем объёме турпотока. Недопустимо, чтобы нагрузка по туристическому сбору легла только на организованные места отдыха – отели, дома отдыха, пансионаты.
Конечно, опасения, что введение сбора повлияет на турпоток и переориентирует туристов на ту же Турцию, Грецию и другие популярные направления, остаются. Однако введение такого сбора – объективная необходимость, считает депутат, приводя в пример Плес. «В высокий сезон здесь турпоток заметно увеличивается, в связи с чем, резко вырастает нагрузка на инфраструктуру города. А ресурсы поддержания ее в надлежащем состоянии остаются на прежнем уровне, и без дополнительных источников финансирования развивать и сохранить этот сектор сложно».
Подводя итог, Юрий Смирнов сообщил, что ко второму чтению законопроект о курортном сборе следует серьезно доработать. «Закон должен устраивать всех участников туристического рынка, максимально удовлетворяя их интересы», — добавил депутат.
Пресс-служба депутата