Служители милосердия
Фронтовые медики… Говоря о Великой Отечественной войне, невозможно не вспомнить их подвига — подвига человеколюбия и милосердия. В сложнейших полевых условиях, под обстрелами, не досыпая, рискуя жизнью, они оказывали помощь раненым, спасали, ставили на ноги. У ветерана педагогического труда Татьяны Петровны Лариной медработниками были мама и тётя. Обе прошли войну, имеют фронтовые награды. Накануне Дня медицинского работника Татьяна Петровна поделилась со мной воспоминаниями о своих родственницах, с честью исполнивших в лихую военную годину свой профессиональный долг.
«Моя мама Нина Васильевна Ларина (на фото) и её сестра Вера Васильевна Ларина (Лукинская) родом из села Сосновец. Я не знаю точно, где они прошли медподготовку — видимо, это было медучилище или курсы подготовки медсестёр. Называли только населённый пункт — Степанцево, где проходила учёба. Мама была постарше, с 1919 года, её сначала призвали на финскую войну. А на Великую Отечественную мобилизовали буквально в первый же день, 22 июня 1941. Служила мама старшей медицинской сестрой эвакогоспиталя №3833 в звании младшего лейтенанта медицинской службы. Этот госпиталь формировался в Родниках, над ним шефствовал совхоз «Светоч». С начала войны до 1943 года он находился у нас в городе, а затем отправился вслед за наступающими частями Красной Армии — в Калинин (ныне Тверь), в Прибалтику и в Калининград, где мама встретила Победу.
Не успели нарадоваться окончанию войны, как в августе 1945 года объявили новый сбор: погрузили в теплушки и через всю страну отправили на новую войну — с Японией. В общем, повидала мама немало крови и страданий, трудилась самоотверженно и с полной отдачей. В наградных документах к медали «За боевые заслуги» написано, что она систематически сдавала кровь для раненых, владела методикой переливания крови. Также отмечено, что «медицинские отделения, в которых работала Ларина, отличались образцовой постановкой дела. Внимательна и заботлива к раненым и больным, в результате чего имеет большой авторитет». «Образцовая в работе, — говорится в наградном листе, — много раз отмечалась в стенной печати, приказами командования, в письмах и отзывах раненых и больных». Командование отмечало также дисциплинированность и исполнительность моей мамы, требовательность к себе и окружающим. Это действительно было в ней и осталось в последующей, мирной жизни.
Дома, в Сосновце, она навела образцовую чистоту и порядок. В баню к нам ходили со всей округи, а уж за медицинской помощью — буквально все, в любое время суток, никому не отказывала. Мама ехала с Дальнего Востока уже со мной — было очень душно, не хватало воды, мучила жажда. Это путешествие через всю страну и пережитая фронтовая обстановка приучили её экономно расходовать воду и внимательно, по-доброму относиться к людям. Помню, вернувшись с войны, она курила у печки. Бабушка её ругала — бросила. Это тоже фронтовая привычка. Помню ещё простую больничную ночную рубашку и грубое, колючее одеяло, похожее на солдатскую скатку. А из своей шинели мама сшила мне, дошколёнку, пальто.
После войны мама работала медсестрой в терапевтическом отделении и лаборантом в рентгеновском кабинете. Тогда в ЦРБ сформировалась мощная прослойка медиков-фронтовиков, все очень дружили и работали слаженно, добросовестно.
Кроме медали «За боевые заслуги» мама была награждена ещё медалями «За победу над Германией» и «За победу над Японией». Война, по-моему, закалила её сильный характер, ещё ярче проявила её прекрасные человеческие качества и, в конечном итоге, наверное, определила её дальнейшую судьбу.
Тоже можно сказать и о моей тёте, младшей маминой сестре Вере Васильевне Лукинской. Она 1922 года рождения и на фронт была призвана только в марте 1943 года. Служила в непосредственной близости от передовой — младшей палатной сестрой хирургического отделения подвижного госпиталя 5208 Центрального, а с ноября 1943 года — 1-го Украинского фронта. Звание у неё было сержант медицинской службы.
Вера Васильевна так же, как и моя мама, награждена медалью «За боевые заслуги» и знаком «Отличник санитарной службы». В наградных документах к медали написано: «Показала себя грамотной медицинской сестрой, самостоятельно выполняющей все медицинские манипуляции. Чуткая, отзывчивая сестра, внимательно относится ко всем жалобам раненых, ставя своевременно в известность врачей, тем самым способствует быстрому устранению жалоб». Вера Васильевна работала в отделении, где лежали тяжелораненые. К ним нужно было особое сострадание, особый уход. Во время войны она выходила более 500 тяжелораненых бойцов и командиров. А после войны всю жизнь проработала в детской палате родниковского роддома. Была настолько умелой и заботливой медицинской сестрой, что врачи не боялись оставить на её попечение самых трудных пациентов. Своими мудрыми советами, огромным опытом она помогала молодым врачам.
Во фронтовой судьбе Веры Васильевны Лукинской были события не рядовые. Однажды ей поручили конвоировать большую группу пленных немцев. Всю дорогу, шагая за ними с винтовкой наизготовку, она думала о том, как бы эти верзилы не бросились на неё, маленькую и хрупкую, а главное — как бы не разбежались! Но немцы, видимо, были настолько деморализованы, что о побеге, а тем более о нападении, даже не помышляли — довела, сдала, куда надо. Вместе с нашими солдатами тёте довелось под огнём противника форсировать реку и побывать в ледяной воде. Осталась жива, но так застудилась, что потом всю жизнь мучилась от невыносимой боли в суставах.
Вот такими они были, мои самые близкие и родные люди. Мы с дочкой гордимся ими и храним о них память. Сейчас не война, но, думаю, фронтовые медики для своих сегодняшних коллег до сих пор являются примером самоотверженного служения профессиональному долгу».
Ольга Ступина