Вся жизнь – на благо атомной промышленности страны
2 декабря 90 лет исполнилось заслуженному работнику атомной отрасли, ветерану Родниковского машиностроительного завода Николаю Петровичу Зуеву. Приехав в наш город в начале 90-х, он не только внёс значительный вклад в становление предприятия, но и создал крепкую, сплочённую ветеранскую организацию в мкр. Машиностроитель, которая успешно действует до сих пор. Николай Петрович – лауреат районной премии «Достоинство», кавалер различных ведомственных наград. Сегодня мы хотим рассказать об этом замечательном человеке.
Войной омрачённое детство
Николай Петрович родился в 1933 году в деревне Хохлы Хворостянского сельсовета Новосильского района Орловской области. Отец его работал конюхом, мать – дояркой. В семье было четверо детей, он — самый младший. С началом войны двух старших братьев призвали на фронт. В октябре 1941 года немцы взяли Орёл и Мценск, заняли райцентр и устроили там комендатуру. Началась оккупация.
Одного из деревенских мужиков назначили старостой. Вернувшись из комендатуры, он пришёл к отцу Николая Петровича и велел ему предупредить односельчан, что немцы скоро будут забирать продукты питания, шерсть, зерно, скот, и нужно для вида немного оставить и отдать, а основное, по возможности, спрятать. Отец поручил Коле и его товарищам всех предупредить.
Немцы вскрыли колхозные закрома. Забрали у людей все самое ценное, заняли дома, выставили караулы. Вскоре ушли, а на их место пришли ещё более наглые то ли финны, то ли румыны, которые местных вообще за людей не считали. Их сменили самые жестокие – эсэсовцы.
Людям нечего было есть, не было дров – топились остатками соломы, кизяком. Однажды зимой, когда морозы достигали 30 градусов, соседку с детьми – босых, неодетых, немцы выгнали из дома. Она постучалась к Зуевым, и они всех приютили: 12 человек каким-то чудесным образом уместились на печке.
Немцы простояли в деревне Хохлы до января 1942 года. В конце 1941 года их разгромили под Москвой и оккупированные земли пришлось оставить. К этому времени жители лишились всех кур, овец и почти всех коров. Уходя, немцы выгнали всех из деревни. Мать посадила Колю на корову и дала в руки ведёрко с какой-то снедью. Фашисты, идя параллельной дорогой, развлекаясь, выстрелили в мальчика и попали в это ведёрко, проделав в нём большую дырку – содержимое высыпалось, но, слава Богу, остался жив.
Немцы также сжигали дома. Отцу Николая Петровича чудом удалось спасти своё жильё от полного уничтожения. После ухода гитлеровцев мальчишки обнаружили немца, прятавшегося в сарае. Он не сопротивлялся, и дети посадили его в старое корыто и с криками, улюлюканьем возили по всей деревне. Взрослые такое не одобрили – запретили издеваться над поверженным врагом.
Советские солдаты тоже задержались в Хохлах ненадолго – пошли вперёд. Позднее, накануне Орловско-Курской битвы, военные прибыли снова, а всё население подчистую привлекли к рытью окопов.
Осенью 1942 года всех жителей эвакуировали в Новодеревенский район, но весной возвратили. Нужно было заново восстанавливать хозяйство, а запасов не было никаких. Начался голод. Ходили по полям и огородам, выковыривали из земли старую картошку и пекли из неё блины, которые в тех краях называли «кавардашки». «Когда «кавардашка» горячая – более или менее ничего, вспоминает Николай Петрович. – А остынет – камень камнем. Ловили мышей, сусликов, хорьков, воробьёв: когда они слетались на зёрнышки в сарай стайками, мы двери закрывали и ловили их, несли матери. Она их ощиплет – и в кипяток вместе с потрохами.Вокруг оборвали всю лебеду, конский щавель, чертополох очищали и ели. После дождя выползали черви – собирали их, сушили и ели».
Начало сражения на Орловско-Курской дуге напомнило о себе жителям Хохлов ужасным грохотом со стороны райцентра Новосиля. «Земля дрожала, трассирующие пули летали, как фейерверки, отчего ночь превращалась в день, - говорит Николай Петрович. – Мы стали очевидцами воздушного боя, проходившего в небе над деревней. Наши истребители вели бой с немецкими самолётами, сопровождавшими бомбардировщики. Вой самолётов, пулемётные очереди, стрельба из пушек – всё слилось в один страшный гул».
5 августа 1943 года советские войска освободили Орёл, и в честь этой впечатляющей победы в Москве был дан первый салют. 9 мая 1945 года Николай с другими мальчишками, узнав о Победе, устроил в деревне свой салют с помощью пороха, который достали из валявшихся повсюду крупнокалиберных гаубиц и миномётов. Люди смеялись и плакали, обнимали друг друга. Стреляли из всего оружия, которое имелось. Так началась мирная жизнь.
Студенчество, выбор жизненного пути
В мае 1953 года Николай Петрович окончил 10 классов. В аттестате было всего две четвёрки, остальные пятёрки – немного не дотянул до медали! Послал документы в Московский государственный экономический институт и успешно поступил. Учился хорошо, но стипендии на житьё не хватало. Приходилось учиться и подрабатывать лаборантом в школе…