Театральные подмостки в двух шагах от школьной парты

Ушёл в историю 2019 год – Год российского театра. Мы пока далеки от широких,  столбовых дорог театральной жизни. Мы пока что всего лишь любители. Потребители того, что делают профессионалы. Но не стоит забывать, что с родниковской землёй связано имя выдающегося драматурга, Почётного академика изящной словесности Алексея Антиповича Потехина, оперного певца Владимира Касторского, которого некоторые знатоки ставили выше Шаляпина. До революции у нас бывали артисты ведущих столичных театров: В.Ф. Грибунин и Н.А. Александров из  МХАТа, М.М. Климов, А.Т. Поляков, А.В.Панов и  Н.Р. Тарханова  из Малого театра, Н.Я.Лядов из Незлобинского и другие. Репертуар драматических и оперных постановок,которые представляли в Родниках приезжие артисты и местный любительский театр, был очень обширен. В 30-х годах 20-го века артисты Малого театра  взяли шефство  над нашим городом:  приезжали и выступали, пожертвовали деньги на строительство стадиона.  «Театральный роман» продолжался и в более поздние советские времена. Так что, есть смысл приглядеться к тому, что было утрачено. По крайней мере, ту любовь к театру, которая была присуща нашим предкам, по-моему, точно нужно возродить.

Дворец пионеров. Эпоха Шохниной

Надежда Васильевна  Шохнина ­ директор Дворца пионеров, «Заслуженный деятель культуры РСФСР»

Многие из тех, кто в советское время занимался в кружках Дворца пионеров, вспоминают добрым словом его многолетнего бессменного руководителя Надежду Васильевну Шохнину. «Мы ей должны быть бесконечно благодарны за то, что она уберегла нас от тюрьмы, от скользкого жизненного пути, -­ говорит один из её воспитанников Валерий Зайцев. ­- Я  был завсегдатаем Дворца пионеров, занимался у неё в драматическом кружке. Причём, поступал в этот кружок два раза. Первый раз, в 1967 году, меня привела туда девочка­-соседка. И я играл солдат и матросов – роли проходные, практически без слов.  Понимая, что я никакой не артист (мне больше нравилось декламировать стихи), не попрощавшись, в 9 классе я ушёл из кружка. А в начале 10 класса меня стали уговаривать вернуться мальчишки. Тогда Надежда Васильевна уже создала клуб «Прометей» и ставила пьесу Натальи  Долининой «Они и мы», где мне предложили большую роль – главного отрицательного персонажа – секретаря комсомольской организации, зазнайки и буквоеда Славы Кузьмичёва. Уже шли репетиции, и я пришёл, испытывая некоторую неловкость и даже стыд перед Надеждой Васильевной, – вдруг она на меня обиделась, что я бросил кружок. Но она встретила меня, как ни в чём не бывало. Так я вновь стал артистом. Надо сказать, что Надежда Васильевна как педагог поступала очень мудро, стараясь привлечь к театральным постановкам как можно больше ребят: у каждого  была хоть маленькая, но роль, каждому она вручала слова и текст пьесы, отпечатанный ею же самой на машинке, пьесы выбирала очень жизненные, понятные молодёжи. Кроме «Они и мы» ставили ещё «Пузырьки» Александра Хмелика, «Марийкино детство» Дины Бродской и др. Репетировали мы порой до 11 ночи – это время она отрывала от семьи, от домашних дел!  Помню, премьера прошла в средней школе №2 («четырёхэтажке») и, очевидно, имела серьёзный успех. Потому что одна знакомая девчонка после спектакля сказала мне: «Знаешь, если б я тебя не знала, то я бы тебя убила – какого негодяя  сыграл!»

Драмкружок  родниковского Дворца  пионеров: руководитель Надежда Васильевна Шохнина и юные артисты ­  Володя Романов, Валя Нагорова, Наташа Голубева,
Саша Каплин, Валера Низов, Слава Докучаев, Валера Зайцев и Володя Давыдов

Одновременно с занятиями в Дворце пионеров: в театральном кружке, в клубе «Прометей», в молодёжном вокально-­инструментальном ансамбле (первом в области),  Валерий Зайцев начал активно заниматься общественной работой – стал комсором класса. Он вспоминает, что своеобразным театром, напоминающим сегодняшние телевизионные политические ток­-шоу, был и созданный Надеждой Васильевной клуб «Прометей», заседания которого проходили публично ­  на сцене клуба им. Ленина. Ребята выбирали какую­-то тему – обычно морально­-нравственную, в политические дебри особо не лезли, и обсуждали её, сидя за столом. Это было даже сложнее, чем играть роль в пьесе – готовых слов ни у кого не было, требовалась импровизация и в то же время умение серьёзно размышлять.  Хотя заседания проходили достаточно живо и интересно, все с нетерпением ждали, что будет потом. А после были танцы. Так молодёжь приучалась культурно отдыхать…

Продолжение читайте в газете «Родниковский рабочий» от 1 января.

Подготовила Ольга Ступина

[SvenSoftSocialShareButtons]

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *