Охоте быть или не быть?
В Российской Федерации регламентированы основные принципы осуществления охоты. Основой правового регулирования в рассматриваемой является Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон).
В части 5 статьи 1 названного Федерального закона под охотой понимается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
Устанавливая принцип ответственности за нарушения законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, законодатель в части 2 статьи 57 Федерального закона конкретизирует, что к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами.
Конституционный суд Российской Федерации отметил, что названная норма закона, будучи направлена, прежде всего, на обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия, не предполагает возможность её произвольного применения и не нарушает конституционные права граждан (определения от 19.11.2015 № 2558-О и от 26.04.2016 № 882-О).
При осуществлении охоты запрещается нахождение в охотничьих угодьях в (на) механических транспортных средств, летательных аппаратов, а также плавательных средств с включенным мотором, в том числе не прекративших движение по инерции после выключения мотора, с расчехленным или заряженным или имеющим патроны (снаряды) в магазине охотничьим огнестрельным (пневматическим) оружием, за исключением случаев, указанных в пункте 59 Правил охоты, а также отлова охотничьих животных в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности (пункт 53.1 Правил охоты, утверждённых приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512).
Вопрос нахождения в охотничьих угодьях лиц с огнестрельным оружием являлся предметом рассмотрения Верховного суда Российской Федерации, которым приравнивание к охоте нахождения в охотничьих угодьях с огнестрельным оружием, в том числе находящимся в чехле, признано не противоречащим закону (определение от 09.02.2012 № КАС12-11).
Таким образом, под осуществлением охоты понимается как непосредственно действия по добыче охотничьих ресурсов (животных), так и нахождение с оружием в охотничьих угодьях.
За нарушение правил охоты частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) установлена административная ответственность: на граждан — в виде административного штрафа в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.
Более строгое административное наказание установлено частью 1.2 статьи 8.37 КоАП РФ в случае осуществления охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков (в закрытые сроки): для граждан — лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; для должностных лиц — административный штраф в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.
За незаконную добычу охотничьих ресурсов (кабан, лось, медведь) предусмотрена и уголовная ответственность.
По информации прокуратуры
Родниковского района