Павел Коньков: «Выполнение социальных обязательств — задача номер один»
Исполнилось три года, как Павел Коньков возглавил нашу область. В преддверии этой даты он дал большое интервью журналистам ГТРК «Ивтелерадио», телекомпании «Барс», «Рабочего края» и «Ивановской газеты».
— Павел Алексеевич, как вы сами оцениваете ситуацию в области в целом: стало лучше за эти годы, хуже или «держимся», как говорит премьер?
— В целом ситуация стабильная. Но у нас сейчас два серьезных вызова: экономический кризис и некоторые трудности с формированием бюджета.
Еще четыре года назад Минфин изменил методику расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Наш регион потерял на этом 2 млрд рублей из 30-миллиардного бюджета. В свое время, если вы помните, когда на Петровском спирткомбинате сложилась критическая обстановка, область активно подключилась к решению проблем работников и выплатила часть долгов по зарплате из областного бюджета, хотя вовсе не была обязана это делать. Сегодня в моих руках таких ресурсов существенно меньше. Мы живем в режиме, при котором от губернатора и правительства постоянно требуется предельная экономия и очень четкая оценка рисков.
Тем не менее, бюджет области по-прежнему социально ориентирован. В выполнении социальных обязательств — а я неоднократно говорил, что это задача номер один — перед жителями региона нам удается выдерживать те параметры, что определены Указами Президента и заданы правительством РФ.
— Скоро правительство представит в областную думу проект областного бюджета. Как будет строиться бюджетная политика в 2017 году? Известны ли параметры главного финансового документа области?
— Ни для кого не секрет, наш бюджет во многом зависит от поступлений из других бюджетов, прежде всего федерального. В ближайшее время мы получим бюджетный кредит, что позволит заменить часть кредитов коммерческих. Это снизит расходы на их обслуживание в будущем году сразу на 600 млн рублей. Кроме того, могу сказать, что по предварительным данным в 2017 году бюджет области получит бОльшую дотацию от федерального центра. Так что финансовых катаклизмов не предвижу, но и задачу по экономии средств с повестки дня тоже не снимаю.
Что же касается конкретных параметров доходов и расходов, давайте чуть-чуть повременим.
— И все же, на чем правительство планирует экономить? Особенно переживают льготники и бюджетники, ведь это может сказаться на их зарплатах.
— Мы экономией занялись уже давно. Начали с себя. Я в этом году на 10 процентов сократил аппарат правительства области. Мы уже много лет не повышаем областным чиновникам зарплаты, в том числе губернатору.
Вижу определенный резерв в оптимизации бюджетных организаций, там остались вопросы, которые можно решить без ущерба для результата.
Серьезной статьей экономии являются платежи в фонд обязательного медицинского страхования. Регион ежегодно выплачивает 4 млрд в качестве взносов за неработающее население. При этом аналитика показывает, что реально неработающих существенно меньше. То есть люди скрывают свое место работы и настоящие доходы, а мы их медицинское обслуживание вынуждены оплачивать из областного бюджета, фактически, за счет законопослушных граждан. Решением этой проблемы сейчас плотно занимаемся. По моей оценке, в нашем случае это может дать до 500-600 млн рублей в год экономии.
Кроме того, с бюджетом работаем в обоих направлениях — и над увеличением доходной части, и над оптимизацией расходов. Но ни в каких планах нет сокращения зарплат бюджетников. В этом смысле наши граждане должны быть совершенно спокойны. Напомню, что в соответствии с Указами Президента размер зарплаты бюджетников увязан с величиной средней заработной платы по региону. Так вот даже в случае снижения этих среднеобластных показателей принято решение уровень оплаты труда в бюджетной сфере не снижать.
— У Ивановской области теперь три депутата в Госдуме — Юрий Смирнов, Алексей Хохлов и Валерий Иванов. Какие задачи вы перед ними поставили?
— Представительство области в Госдуме выросло, а значит, выросли наши лоббистские возможности в высших эшелонах власти. Мы уже обсудили с нашими коллегами в федеральном собрании планы работы. Первая задача, которую я перед ними поставил, — защита интересов области при работе над федеральным бюджетом. Как депутаты Госдумы, они, конечно еще молодые, и чтобы завоевать авторитет, политическое влияние, им предстоит много сделать. Но считаю, что потенциал у них есть.
— С уходом Алексея Хохлова в Госдуму освободился пост главы города Иваново. Полным ходом идет кампания по выбору нового руководителя областного центра. Такая выборность — через конкурсный фильтр — эффективна, или все-таки стоит вернуть прямые выборы?
— Прямые выборы кажутся привлекательными, но давайте посмотрим с другой стороны. Наши избиратели зачастую формируют мнение о том или ином кандидате на основе его выступлений в СМИ, на встречах с людьми. Но человек может быть прекрасным оратором, хорошим политиком и при этом плохим хозяйственником. Глава же города, на мой взгляд, — в первую очередь грамотный, серьезный хозяйственник, а не политик.
При прямых выборах практически не существует реального механизма отзыва главы муниципалитета. И вот представьте себе ситуацию: выборы прошли, победитель занял кресло главы, а через год все поняли, что человек не в свои сани сел. Что делать? Ждать следующих выборов, поскольку предусмотренные условия отстранения от должности настолько сложны, что практически нереализуемы.
Процедура, которая действует у нас, казалось бы, менее демократичная: руководителя муниципалитета выбирают не граждане, а депутаты городской думы или местного совета. Но ведь это люди, которые представляют интересы тысяч своих избирателей и также несут ответственность за ситуацию в городе, поселке, районе. К тому же в Ивановской области специально уменьшен срок полномочий главы — 2 с половиной года вместо 5 лет, как раньше, чтобы можно было посмотреть и оценить, насколько эффективен глава.
— Очень эффективной оказалась работа в формате так называемых Дней губернатора в районах. Вы приезжаете, видите все наболевшие проблемы и подключаетесь к их решению. Но не видите ли вы в этом минус? Получается, что губернатор выполняет работу местных властей.
— Я так не думаю. Цель подобных поездок — не только взбодрить муниципальных руководителей, но и помочь моей команде в правительстве и департаментах понять, как идут дела «на земле». Очень важно, чтобы каждый из них представлял, чем живут люди, как реализуются на практике наши решения в той или иной сфере.
— Жителей области очень волнует ситуация в промышленности региона, особенно если говорить о проблемных предприятиях — «Автокран», совхоз «Тепличный», предприятия холдинга СУ-155 — вичугский машзавод, «Строммашина»… Каковы их перспективы?
— Кризис отразился на всех наших ведущих предприятиях. Самая непростая ситуация — на «Автокране». В декабре 2014 года владельцы не нашли взаимопонимания с кредитором — Сбербанком, остановился процесс кредитования. Без оборотных средств возник коллапс. Правительство области приняло деятельное участие в судьбе нашего флагмана. За последние два года я лично несколько раз встречался с министром промышленности и торговли, с руководством Сбербанка. Постоянно искали пути решения проблемы, находили варианты, возобновляли производство. Сейчас на завод готов прийти крупный инвестор. У него есть полное взаимопонимание с банком по дальнейшим перспективам. На базе «Автокрана» будет создано новое предприятие.
Серьезную проблему для нас создал кризис СУ-155 — одного из крупнейших застройщиков региона. Мы получили проблему с участниками долевого строительства, которые заплатили деньги за жилье, но не смогли своевременно получить квартиры. Благодаря совместным действиям областных и федеральных властей впервые была опробована методика, которая постепенно выводит ситуацию из тупика. Дома достраиваются, пусть и чуть медленнее, чем хотелось бы. У меня сегодня нет никаких сомнений в том, что перед дольщиками все обязательства будут выполнены.
У холдинга СУ-155 на территории области было еще два предприятия — «Строммашина» и вичугский машзавод. Потеря основного заказчика привела к остановке и практической ликвидации завода в Вичуге, отрадно, что обошлось без долгов по зарплате. Теперь там зарегистрировано новое юридическое лицо. Идет оценка, завод, скорее всего, будет выкуплен. На «Строммашине» остается небольшое производство, они выпускают продукции примерно на 15 млн рублей в месяц. Надежда на то, что предприятие нарастит объемы, есть. Но там, к сожалению, есть долги по заработной плате. Мы держим ситуацию на контроле.
О «Тепличном»: предприятие находится в стадии банкротства, стоит вопрос о его ликвидации. Однако появился инвестор, который специализируется на выращивании аналогичной продукции и не привязан к конкретно этой площадке. Сейчас решаем с ним вопрос по земельному участку. Компания серьезная, не новичок на рынке. Мне очень хочется, чтобы этот проект состоялся.
В истории с «Тепличным» меня больше волновали люди, которые там работали, и отопление Новоталиц: поселение снабжала теплом котельная предприятия. Эти проблемы решены, так что банкротство «Тепличного» — сейчас вопрос технологический.
— Во время недавнего визита замглавы Минпромторга текстильщики говорили о том, что сейчас у них есть возможности для развития и для конкуренции с импортной продукцией. А многие ли задумываются об экспорте своей продукции, что регион может предложить?
— Вопрос экспортирования нашей продукции за рубеж — далеко не главный. Важнее не вывоз того или иного товара, а импортозамещение здесь, в России. В свое время мы долго думали, как региону уйти от моноотрасли, и еще с моим предшественником Михаилом Александровичем Менем приняли решение — пробовать диверсифицироваться не по продукции, а по сырью. Так появился проект по строительству комбината синтетического волокна.
Основная цель проекта — даже не возведение непосредственно комбината, а организация переработки этого сырья в значительной степени в Ивановской области. Мои встречи с текстильщиками доказывают — его уже ждут. Планируемая мощность будущего предприятия такова, что комбинат закроет потребности нашей страны в этом синтетическом волокне и заместит импортное сырье. А если в какой-то период вдруг будут проблемы со сбытом, то это вполне экспортоспособная продукция.
— Когда начнется строительство?
— Неискушенному человеку трудно представить работу по продвижению инвестпроекта стоимостью 19 млрд рублей. Сначала был нужен проект, и мы изыскали в бюджете 300 млн рублей на его разработку. Нашли инвестора. Сейчас деньги за проект полностью возвращены, документация инвестором выкуплена. Затем подключили финансовые институты государства, конкретно — Внешэкономбанк.
Проект полностью проработан. Найдены поставщики, субподрядчики, западные банки, которые профинансируют этих поставщиков и подрядчиков. Генеральный подрядчик строительства — чешская фирма, поставщики оборудования — в основном, немецкие компании. Точкой в этой подготовительной работе становится рассмотрение проекта на наблюдательном совете Внешэкономбанка, который возглавляет председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Как нам сообщили, вопрос будет рассмотрен уже в ноябре и у нас большие шансы на положительное решение. Это будет большая победа, и в 2017 году можно начинать строить комбинат.
— Если подводить некоторые итоги трехлетнего руководства регионом, если оглянуться и посмотреть, какие проекты, решения вы бы отметили особо?
— Решения, связанные с исполнением майских указов президента. Это большой и позитивный пласт работы, которая, прежде всего, делается в интересах жителей области. Я во многом удовлетворен деятельностью своих коллег, они справляются с этими задачами в очень сложных условиях.
Кроме того, считаю, что наша область, несмотря на все проблемы с финансами, имеет очень неплохие показатели в сфере образования, медицины. Мы продуктивно отработали нацпроект по строительству детских дошкольных учреждений. Непросто идет переселение из аварийного жилья, но мы и с этой задачей справимся.
— У населения по-прежнему много нареканий на программу по капремонту, поток жалоб меньше не становится. Это временное явление?
— Финансирование этого проекта идет за счет средств граждан, а они промахов не прощают. Процесс становления оказался длительным. Сегодня все еще остаются вопросы о прозрачности расходов фонда капремонта, о выборе необходимых видов работ — еще многое предстоит сделать. Но и сам по себе проект очень сложен: деньги берем сегодня, а рассчитываем на десятилетия. Я готов к тому, что нам с гражданами, общественными организациями еще придется поработать по этой теме в тесном контакте и далеко не всегда в полном согласии. Но наша задача — отладить процесс так, чтобы он не вызывал ни вопросов, ни нареканий.
— Вы всегда большое внимание уделяли вопросам развития транспортной инфраструктуры. С ним тесно связана тема строительства и ремонта дорог. Расскажите, пожалуйста, об основных итогах этой работы и планах на ближайший год.
— На дороги мы тратим очень серьезные деньги, только их содержание обходится в миллиард рублей. Это половина нашего дорожного фонда. Сегодняшние объемы финансирования отрасли заставляют определять приоритеты и искать возможности для оптимизации.
Возьмем строительство дорог между поселениями, на которых нет большого транспортного потока. Если раньше при выборе «щебенка или асфальт» ответ был однозначен, то сегодня, скорее, щебенка. Придется пока идти по такому пути. Ну и о качестве не надо забывать, а в этом аспекте по сравнению с соседними регионами мы все же чаще упоминаемся в позитивном ключе.
Нас справедливо критикуют жители Жажлева, где мы начали делать дорогу, но из-за отсутствия средств работу приостановили. Это не значит, что мы отказались от своих планов. Дорогу достроим. По нашим прогнозам, дорожный фонд в 2017 году увеличится, будем искать возможности.
Особый случай — Иваново, областной центр, не имеющий объездной дороги. Весь большегрузный транспорт сегодня идет по улицам города. Это создает неудобства жителям, появляются пробки там, где их могло бы не быть, разрушается асфальт…Но в этом году мы почти закончили Западный обход, связывающий костромскую трассу с тейковской. Впереди работы по продолжению улицы Станкостроителей, на что требуется порядка двух миллиардов рублей. Надеемся на федеральную помощь и в своем бюджете заложили 200 млн рублей.
Наша область по сравнению с соседними всегда проигрывала в плане транспортной доступности. Железная дорога у нас тупиковая, авиаперевозки — только региональные. Эти вопросы надо было решать. Семь с половиной часов добираться на поезде от Иванова до Москвы в 21 веке — абсурд. Поставил задачу правительству отработать мультимодальное сообщение со столицей через Владимир, где можно пересесть на электропоезда, со сквозными билетами, с удобным расписанием.
Авиаперевозки мы сегодня вынуждены дотировать из бюджета области. Для развития авиасообщения это очень важная вещь. Но я надеюсь, что наступит время, когда и авиаперевозчики, и жители соседних областей поймут удобство расположения ивановского аэропорта. Во всяком случае, из Иванова летать в отпуск было бы намного спокойнее, чем из аэропортов нашей уважаемой столицы. Так что это направление будем продолжать, в перспективе хотим получить и международные рейсы.
Водный транспорт мы также определили одним из приоритетов, в первую очередь с целью развития туризма. Очень бы хотелось, чтоб по нашей главной реке вновь курсировали не только тихоходные, но и быстроходные пассажирские суда.
— Удалось ли переломить ситуацию в извечно изобилующей жалобами сфере — медицине? Многие главврачи получили анти-премию, то есть лишились доплат из-за жалоб пациентов?
— По итогам второго квартала — более 70 процентов. Важно, наконец, понять: главные судьи — это пациенты. Если вам кажется, что вы работаете хорошо, а граждане считают, что плохо, то мы будем верить пациентам.
Да, количество жалоб уменьшается, но не столь высокими темпами, и тому есть объяснение: наши граждане с каждым годом предъявляют все большие и большие требования. И я их в этом поддерживаю.
Подготовил Федор Лапин