Память о советском прошлом
Уже год нет с нами выдающегося родниковского краеведа Владимира Дмитриевича Сафронова. Человек неординарный, влюблённый в свой город, в свой район, он стал главным собирателем и хранителем их истории и получил за это высокое общественное признание, став Почётным гражданином. На мой взгляд, именно Сафронов своими публикациями в газете «Родниковский рабочий» и созданием музея комбината «Большевик» пробудил в широких массах родниковского населения законную гордость за свою малую родину. И сегодня, поминая его, мы снова, как к благодатному источнику, обращаемся к его наследию. Вот, что писал Владимир Дмитриевич о том, как сохраняется в названиях советская история Родников.
За 15 лет после окончания Гражданской войны в Родниках было построено более 2000 частных домов — не только на Пеньках, но и по всем пустырям — бывшим крестьянским полям между старых родниковских деревень. Возводился посёлок «Новый быт» (1-й Рабочий), первые дома которого строились на деньги кооператоров — текстильщиков комбината. Обитатели многих наших деревень: Кобелиха, Козлоки, Гулимово, Першино, Балахонка, Голенищево, Гольпино, Бухарино и др. — вместе с несчастными беженцами из оголодавшей Татарии обживались в городской черте, на новых улочках с «революционными» именами, отражавшими культуру и идеологию сталинской эпохи: Алексеевская, Красинская, Склянского, Свердлова, Демьяна Бедного, Орджоникидзе, Дзержинского, Кагановича, Ногинская, Ульяновская, Марии Ульяновой, Артёмовская, Воровского, Пятницкого, Ворошилова, Калинина, Луначарского, Щорса, Чапаева, Ленина, Сталина и т.д. Словом, улочки стали носить имена чуть ли не всех видных деятелей революционного движения и партии большевиков, которые в Родниках, как и во многих других местах нашей страны, никогда не бывали, а просто прославлялись и увековечивались так по всему СССР.
Правда, с названиями улиц иногда случались конфузы, как происходили конфузы с самой историей партии большевиков. Была, например, на Слободке улица Шуйская, которую большевики переименовали в улицу Каменева. Но соратники Ленина при Сталине часто попадали в списки «врагов народа» и расстреливались. Так улица Каменева стала Октябрьской, а улица Троцкого — Вокзальной, Мартова — Чапаева, Зиновьева — Кирова. Много шума было поднято вокруг смерти комсомольца Павла Каминского в селе Горки Павловы (в последнее время появилась даже информация, что его никто не убивал, а было самоубийство) — в честь его улицу Популярную в Родниках переименовали в улицу Каминского.
В эпоху Н. С. Хрущёва в опалу попал сам «вождь народов» И. В. Сталин, и улица его имени стала называться именем космонавта Титова, а проезд имени соратника Сталина Кагановича стал Пугачёвским. При М. С. Горбачёве, когда в рядах прежнего Политбюро выявили других «сподручных» кровавого сталинского режима, улицу Жданова переименовали в Майскую.
К родниковским революционерам-большевикам, чьи имена увековечены в названиях наших улиц, сейчас отношение неоднозначное. Нельзя, скажем, не склонить голову перед памятью революционера-ленинца, депутата 4-й Государственной думы, ткача фабрики Красильщиковых Николая Романовича Шагова, революционера-подпольщика, рабочего прядильной фабрики Дмитрия Григорьевича Маслова, рабочего-подпольщика, старосты общежития при фабрике, организовавшего у себя в каптёрке выпуск нелегальной газеты «Голос подполья» Василия Алексеевича Папаева, павших за свои убеждения от репрессий царского режима. Они заслужили память родниковцев в названиях мкр. Шагова и ул. Шаговская, улиц Масловская и Папаевская. Несколько иначе обстоит дело с участниками Гражданской войны: Михаилом Егоровичем Волковым (ул. Волковская), Василием Ивановичем Блюдовым (ул. Блюдовская), Василием Андреевичем Русиным (ул. Русинская), Михаилом Васильевичем Сокериным (ул. Сокеринские) и Павлом Ивановичем Толмасовым (ул. Толмасовская). Все они пали на полях братоубийственной Гражданской войны. И мы, я думаю, должны в равной степени молиться за упокой их душ, как и за их противников — «поручиков Голицыных», у которых была своя правда. Кто виноват, что красные комиссары не договорились с белыми генералами, а в результате с той и с другой стороны погибли миллионы простых людей?
В Родниках есть улицы, носящие имена И.Е. Любимова и П. А. Месяцева, руководивших революционным подпольем в дореволюционные годы, а в советские времена занимавших высокие государственные посты. Оба они стали в 30-е годы жертвами сталинских репрессий.
Добрую память родниковцы хранили о большевике К. В. Уханове. Работая на посту председателя Моссовета он заслужил уважение и москвичей. В 30-е годы он также был репрессирован, а имя его в Родниках позабыто и не увековечено даже в названии улиц. Нет в Родниках улиц, названных в честь депутатов 2-й и 3-й Государственных дум рабочих Алексея Васильевича Калинина и Петра Ильича Суркова, т.к. те же большевики их ошельмовали за «несоблюдение» партийной линии. А Калинин, между тем, пробыл на царской каторге, борясь «за счастье рабочих», 9 лет. Предано забвению в Родниках и имя легендарного комиссара революционного крейсера «Аврора» Александра Викторовича Белышева, по приказу которого 25 октября 1917 года в 21 час 45 минут «грянул выстрел, возвестивший всему миру о Великой Октябрьской социалистической революции и начале новой эры человечества», («Революционеры текстильного края», Ярославль, 1980г., стр. 37). В память о Белышеве можно было бы не только назвать его именем одну из улиц Родников, но и поставить памятник хотя бы на месте «дома-корабля» семейства Белышевых на Петровской улице (дом был реквизирован большевиками в 20-х годах). Памятник легендарному комиссару «Авроры» можно поставить и на площади у здания городского Совета, где Белышев некоторое время работал секретарём.
Подготовила Ольга Ступина