«Случайных людей здесь нет» (продолжение)
Именно так можно сказать о медицинской династии, которую заново открыли для всех родниковцев участники объединения средней школы №3 «Планирование семьи и ЗОЖ».
Династия Садовниковых — Филатовых — Копытко ведет свое существование еще с царской России, когда в Рязанской области появился на свет Григорий Ильич Садовников. Вопреки воле отца, который содержал бакалейную лавку и хотел, чтобы сын продолжил его дело, Григорий Ильич сознательно учился. По ночам. Днем было не до книг — помогал отцу. Свою медицинскую карьеру он начал, попав на Первую Мировую войну. За его плечами была только фельдшерская школа.
Позже он закончил медицинский факультет в Казанском университете в 1930 году. И в этот период своей жизни Григорий Садовников успевал и учиться, и работать (фельдшером). В одном из казанских госпиталей во время эпидемии сыпного тифа, охватившей Поволжье, он встретил свою спутницу на всю жизнь — Марию Петровну Яковлеву.
Спросите, как Григорий Ильич попал в Родники? Благодаря нашему земляку — Михаилу Стефановскому. В далеких 30-х годах он был главврачом Родниковской районной больницы и заметил талантливого врача-хирурга и акушера Садовникова. Так, по приглашению, Григорий Ильич переезжает в Родники вместе с семьей и с 1937 года работает в новом родниковском родильном доме.
Правда, недолго. Меньше, чем через 5 лет Григорий Ильич уезжает на фронт, где спасает жизни раненых солдат.
К слову, заметим, что Григорий Садовников прошел за свою жизнь три (!) войны: I Мировую, гражданскую и II Мировую. Документ, подтверждающий это — военный билет, хранится в районном военкомате. Иными словами, Григорий Ильич — уникальный наш земляк и, пожалуй, единственный в своем роде военный врач.
Конечно, счастьем для семьи Садовниковых было возвращение отца с фронта в 1945 году. Вернулась мирная жизнь, а вместе с ней на службу в роддом вернулся и Григорий Ильич. По свидетельству внучки, Наталии Аркадьевны Копытко, дедушка через всю свою жизнь пронес доброту и человечность к людям. Интеллигент, он никому никогда не отказывал в помощи и всегда был внимателен к больным. «Сколько благодарностей в его адрес мне невольно приходилось выслушивать, и все они начинались с одной фразы: «Я не знаю, что было бы со мной и моим ребенком, если бы не Ваш дедушка…».
На заслуженный отдых Григория Ильича проводили в 1961 году.
Его жена — Мария Петровна, напротив, имела твердый, волевой характер. Возможно, на это повлияла одна (очень личная) причина — она была сиротой. Воспитание и образование в закрытом пансионе закалили характер Марии Яковлевой. В то время, как Григорий Ильич попадает на первую в своей жизни войну, Мария Петровна становится сестрой милосердия. Перебравшись из Ульяновска в Казань, она так же работает в одном из многочисленных госпиталей. И, как уже было сказано, здесь она знакомится с Григорием Ильичом. После свадьбы у двух людей, посвятивших себя медицине, рождается дочка Кинта (которая, забегая вперед, тоже станет медиком).
Переехав в Родники, Мария Петровна затосковала. По Волге. «Как же мы тут жить будем?», — вздыхала она. Видимо, ей нравилась та, казанская, жизнь, которая была связана с великой русской рекой. Вы наверняка заметите — в Кинешме тоже есть Волга. Однако ж она не та, что течет в Татарии.
Тем не менее, выбора у Марии Садовниковой не было. Зато была нужда — учиться. «В свои 39 лет бабушка снова села за парту, — свидетельствует Наталия Аркадьевна. — Она стала ходить на РОКовские курсы (обучающие занятия для медсестер)». Там, к слову, ее муж преподавал акушерство. После их окончания Мария Петровна стала работать при детской консультации — медсестрой в детском саду.
После ухода мужа на фронт Мария Садовникова трудится в местном госпитале, где ухаживала за прибывавшими с полей сражения солдатами. После войны она вновь возвращается в детский сад на свою должность, где трудится до 1953 года.
Работа с детьми требовала хорошей памяти, начитанности, терпения, трудолюбия — все это было присуще Марии Петровне. Кроме того, она была человеком слова: сказала, значит, сделает, но при этом и сама была требовательна к своему окружению. Не любила лени и ставила труд чуть ли не выше всяких благ. Умела радоваться чужим успехам, пусть внешне это никак не проявлялось.
«Всю жизнь она искала своих родственников,- рассказывает Наталия Аркадьевна. — Бабушке было больше 70, когда она нашла своего брата — Николая Петровича. Он обнаружился в Ташкенте». Но к тому времени уже ни Мария Петровна, ни Николай Аркадьевич не могли приехать друг к другу — не позволяли болезни и возраст. Только отец Наталии Аркадьевны смог слетать в Ташкент: он отвез Николаю Петровичу кое-какие подарки, узнал о его жизни, рассказал о своей семье.
Заслуженным врачом Кинта Григорьевна — дочь Марии Петровны и Григория Ильича — стала еще при жизни матери. Но это уже другая история. О ней читайте в следующем номере нашей газеты.
Саша САНЬКО