Воспитать людей с равными возможностями
В 2023 году Родниковская коррекционная школа-интернат отмечает полувековой юбилей. Меняется время, а с ним – педагоги, дети, родители, но неизменным у учебного заведения остается его главная задача – выпустить из своих стен социализированных ребят, готовых к самостоятельной жизни без сопровождения. А это, поверьте, дело не просто ответственное, а долгое, кропотливое, требующее максимальной самоотдачи и любви к особенным детям
Сегодня коррекционная школа – это два учебных корпуса, 32 педагогических работника, столько же – младшего технического персонала и 176 воспитанников.
В ней обучаются дети с особыми образовательными потребностями.
Есть два класса со сложным дефектом – здесь дети учатся по специальной программе. Занятия с педагогом проходят по принципу «рука в руку», обязательно присутствует тьютор. Две группы детей – всего 20 человек – круглосуточно проживают в школе-интернате.
В утренние часы ученики посещают уроки по разным предметам, в том числе по трудовому обучению, а вечерние часы, как правило, отданы дефектологу, психологу, логопеду они занимаются коррекцией развития.
Однако это не всё, что нужно знать об учреждении с богатой историей и образовательным опытом.
Школу для умственно-отсталых детей с 1 по 8 класс открыли на базе Родниковского детского дома №2. При этом здание на ул. Любимова, 54 предварительно реконструировали – сделали пристройку.
Датой основания заведения считается 1 августа 1973 года. Однако прежде чем открыться, школе нужно было набрать учеников. И педагоги с этой целью ездили по деревням Родниковского, Лухского, Вичугского, Кинешемского районов.
Возглавлять учреждение назначили учителя истории Якова Сергеевича Беспалова.
Папа и его дети
«Мы его называли папой, так говорят ветераны о Якове Сергеевиче. – Отличный был директор, хозяйственник. Он нас еще учил в средней школе №2».
Его авторитет в учреждении был высочайший: куда бы он ни входил, все дети с ним здоровались наперебой, хотя этому их никто не учил. По воспоминаниям дочери Якова Сергеевича, Тамары Яковлевны Беспаловой, которая тоже долгое время проработала в коррекционной школе учителем русского языка, отец свои обязанности выполнял честно, вёл тщательный отбор сотрудников – проверял лично каждого. Был строгим, но справедливым – со всех спрашивал одинаково. Своих педагогов в обиду не давал – всегда ценил и уважал. Если и допускал в адрес кого-то резкое слово – тут же извинялся. За это его любил весь коллектив. Да что коллектив – вся школа.
Другие руководители коррекционной школы за 50 лет: Алевтина Якушевская, Валерий Сипаков (интернат), Владимир Сумин (вспомогательная городская школа), Ирина Кустова, Сергей Низов, Наталья Харченко, Елена Борисова.
Любой труд – на пользу
Кроме того, Яков Сергеевич считал, что особым детям в целях воспитания необходим физический труд. И дети много работали – не только ежедневно убирали территорию школы, но и трудились в подсобном хозяйстве – в нем содержались свиньи, кролики, лошадь.
«Уроки заканчивались ровно в 14 часов, далее был обед, а в 14.30 ежедневно два воспитателя во главе с Яковом Сергеевичем, одетым в фуфайку, резиновые сапоги и шляпу, работали вместе с 7 и 8 классами по два часа – убирали за животными, ухаживали, кормили», - вспоминает Галина Владимировна Скворцова, учитель начальных классов коррекционной школы.
Кроме того, на территории была теплица, где выращивали цветы, овощи и зелень. Школьные работники с учениками сами рубили щи и квасили капусту. Было своё овощехранилище и баня.
В целом, трудовое обучение в школе было поставлено на высокий уровень. Здесь обучали тракторному, штукатурно-малярному, швейному делу. Шитье и кройка остаются приоритетными и по сей день.
Бессребреники и энтузиасты
В новом учебном заведении подобрался сильный, трудоспособный коллектив – не зря спустя три года после его открытия в Родники начали ездить со всей области перенимать опыт воспитания особенных ребят…
Продолжение читайте в газете «Родниковский рабочий» от 15 ноября.
Наталья Харитонкина