Связана с текстилем ниточкой судьбы

Ольга Николаевна Яблокова без преувеличения старожил Родниковского политехнического колледжа. С 19 лет она работала здесь мастером. И пусть ее нынешняя должность – библиотекарь, прирожденная текстильщица не перестает делиться рабочей мудростью и навыками с нынешними студентами.

В 15 лет – за профессией мечты

«В Родники я приехала 26 июня 1976 года», -­ начинает рассказывать о себе собеседница. Тогда юной Ольге было чуть больше 15, но она уже поставила себе цель получить текстильную профессию. О ней девушка была наслышана от сестры подружки, с которой они вместе рванули из Белгородской области в наш текстильный край. На родине для девчонок работы практически не было: «Животноводство меня не прельщало, а, чтобы стать медсестрой или воспитателем, нужно было «отстоять очередь», -­ вспоминает Ольга Николаевна ­ Мы сюда ехали целенаправленно и знали, чего хотели».

Юная Ольга поступила сразу в профтехшколу, как тогда именовался колледж, и техникум от Ивановского хлопчатобумажного комбината. «В техникум в тот момент набирали только технологов прядильного производства. А ткачихой я сама быть не хотела – мне нравилось прядение. Но потом с ткацким делом пересекалась постоянно».

«Мастер должен уметь всё»

Такой принцип был у одного из директоров училища – Владимира Лебедева. И молодой наставник, которым стала Ольга Николаевна в свои 19, получив профобразование, его придерживалась. Весь цикл прядения она помнит и сейчас – до каждой операции и машины.

В 80­-е девчонки со всего Союза, как наша героиня, ехали в Родники, чтобы развивать текстильную отрасль, их нужно было кому­-то учить. Должность предложили молодой и активной девушке, и не прогадали. «Я свою профессию просто обожала, ­ не скрывает эмоций прядильщица 5­го разряда.­ Столько лет прошло, а мне до сих пор снятся первые прядильные машины. Была бы сейчас прядилка, я бы с удовольствием поработала!».

Высшее образование Ольга Николаевна так и не получила, но об этом не жалеет – мастера и так учились постоянно: как теории – в институте совершенствования, так и практике – прямо на производстве. За время работы в училище она получила не только профессию прядильщицы, но и мотальщицы, тростильщицы, не говоря об освоении специализированных машин. Сосчитать, сколько студентов прошли «через руки» Ольги Николаевны, сложно – кто­-то из них до сих пор работает на наших текстильных предприятиях, кто-­то уехал в другие города и пригодился там, когда случился производственный кризис.

В должности мастера Ольга Николаевна проработала до 2011 года, пока на комбинате не ликвидировали прядильное производство.

Библиотекарь широкого профиля

Как ни было тяжело расставаться с любимой профессией, выбора у мастера не оставалось – ей предложили должность библиотекаря в колледже. Отказываться было себе дороже – найти работу в кризис было сложно. Но и здесь Ольга Николаевна ничего не потеряла. Наоборот, ее знания пригодились даже для студентов нетекстильных профессий: «Я была классным руководителем у станочников, поваров, технологов, ткачей, строителей. Я все профессии изучила заново. Правильно говорят: Век живи – век учись». С ребятами она пишет рефераты и дипломы, а для федерального проекта «Профессионалитет» вместе с методистами и другими педагогами разрабатывает образовательные программы для новых профессий – операторов швейного и вязально-­швейного оборудования. Говорит, трикотажное производство в чём-­то схоже с прядилкой и текстилем, поэтому осваивать образовательное направление проще. Добавим, что мастера прежде чем обучать детей вязанию, сами освоили все рабочие приёмы.

На вопрос: что интереснее – работать на производстве с детьми или сейчас в колледже, библиотекарь-­мастер задумывается: «Мне и там, и там нравится. С детьми стареть некогда».

Как вернуть престиж текстильным профессиям

Общаясь с Ольгой Николаевной, мы, конечно, не могли обойти стороной кадровый вопрос. Отказавшись от обучения текстильным профессиям, отраслевики по сути загнали себя в «кадровую демографическую яму». Но выход есть, считает собеседница.

«Когда закрывали училище, на комбинате оставались молодые рабочие. Сейчас пришло время обновлять кадровый состав. А некем. Теперь нужно учить молодых рабочих, но тех знаний, какие раньше давали в училище, у ребят нет. У них есть практика, но отсутствует теория – она тоже необходима. Сейчас молодежь считает, что должна получать всё и сразу, при этом они не учитывают, что у них нет опыта, ­ рассуждает наша героиня. – А еще многое зависит и от родителей. Разговариваешь с родителями – а они наотрез отказываются отдавать ребенка на комбинат. Почему? ­ зарплата там по труду. И условия другие: появилось современное оборудование, которое облегчает труд работника, оно с программным управлением. На шторы с помощью принтера наносят рисунок – это настолько интересно!

Как поднять престиж текстильных специальностей? Сложно сказать. Наверное, нужно раньше знакомить с профессиями – через разговоры, в том числе с родителями, через экскурсии, может, через трудовые отряды».

Наталья Харитонкина

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *