Неизвестные факты из жизни Николая Михайловича Красильщикова
Красильщиков Николай Михайлович — директор Товарищества мануфактур «Анна Красильщикова с сыновьями», мануфактур-советник, Потомственный почётный гражданин Российской Империи, Потомственный дворянин Российской Империи. В потомственное дворянство он был возведен 1 января (здесь и далее по старому стилю) 1911 года указом императора Николая II.
Казалось бы, про него уже всё исследовано и написано и ничего нового узнать не удастся. Оказалось, что это не так. Из прежних публикаций мы знаем, что Николай Михайлович имел два ордена — Святого Станислава III степени и Святой Анны III степени. Из копии наградного листа к возведению в дворянство Н.М. Красильщикова, который был обнаружен мною недавно в документах краеведа В.Д. Сафронова и в котором были отмечены ранее полученные награды и звания, стала известна точная дата награждения орденами и за что они были получены.
Орденом Святого Станислава Н.М. Красильщиков был награждён 6 декабря 1901 года «за заслуги по духовному ведомству», а орденом Святой Анны — 22 апреля 1907 года «за заслуги, оказанные делу народного образования». Ещё из этого документа узнаём, что «звание Мануфактур-Советника пожаловано ко дню Св. Пасхи 1905 года за полезную деятельность на поприще отечественной торговли и промышленности». «На должность Почётного члена губернского попечительства детских приютов избран 31 марта 1910 года». Наградной лист подписан губернатором Костромской губернии, к которой и относились Родники. Им в то время был Шиловский Пётр Петрович, камер-юнкер Высочайшего двора, статский советник, впоследствии проявивший себя как талантливый инженер.
Губернатор Шиловский неоднократно бывал в Родниках неофициально, просто приезжал в гости к Красильщиковым. По-видимому, его связывали с Николаем Михайловичем достаточно близкие, дружеские отношения. Об этом я узнал уже из книги 1996 года издания, совершенно не известной в Родниках, которая составлена из мемуаров князя Владимира Андреевича Друцкого-Соколинского. Называется она «Да благословенна память твоя». Князь с 1907 года занимал должность советника губернского правления в Костроме и являлся членом Губернского присутствия по земским и городским делам.
Познакомился Друцкой-Соколинский с Николаем Михайловичем осенью 1911 года, когда делегация из Костромы приезжала осматривать фабрику Красильщиковых. После осмотра губернатор остался в Родниках совершенно как частное лицо. «Ещё завтрак, во время которого, между прочим, под верандой дворца играл очень хороший фабричный духовой оркестр, имел определённо официальный характер, но едва он закончился, как Красильщиков, извинившись перед губернатором, окунулся вновь в свой трудовой день и, усевшись на подоконник столовой и позвав к себе всех своих инженеров и заведующих, бывших также на завтраке, начал отдавать свои распоряжения, а те, вынув из карманов свои блокноты, молча записывали его приказы: Ты, Александр Иванович, переведи 50 станков с ткани № 6 на ткань № 18 — спрос на последнюю растёт; мотор отправишь, Сергей Петрович, сегодня же в Москву — здесь его не исправят; сегодня же вышли, Николай Николаевич, 80 штук ткани № 35 по этому адресу; обязательно закончи, Пётр Петрович, к завтраку осмотр установок в главном корпусе» и так далее. Распоряжения сыпались краткие, точные, показывая детальное знание Красильщиковым всего механизма, всех частностей каждой отрасли огромного дела. От бывшей за завтраком в отношении своих сотрудников фамильярности не было и следа: слышался хозяин, владелец и к тому же властный и характерный человек, и только обращение его на «ты» и такое же обращение инженеров со своим хозяином указывало на существующие, помимо служебных и подчинённых, ещё и дружеские между ними отношения».
В этот день Владимир Андреевич впервые услышал голос Красильщикова…
Продолжение читайте в газете «Родниковский рабочий» от 1 марта.
Владимир Максимов, краевед