Учитель Шаляпина

На экраны выходит сериал о великом русском певце Фёдоре Шаляпине. И это повод вспомнить, что родниковские фабриканты Красильщиковы были большими поклонниками оперного пения. 

Один из четырёх братьев Красильщиковых, Николай Михайлович,  и сам обладал чудесным голосом, учился в Италии, где ему прочили судьбу нового Карузо. Будучи очень богатым человеком, руководителем Товарищества «Анна Красильщикова с сыновьями», он не стремился зарабатывать себе на жизнь пением. Зато учителем оказался отменным. Пригласил в Родники в качестве регента церковного хора начинающего певца Владимира Касторского, который по неопытности сорвал голос. Много занимался с ним. И голос Касторского, мастерство исполнения впоследствии многие знатоки ставили вровень с Шаляпиным. Уроки у Николая Красильщикова брали многие оперные знаменитости – даже такие, как Леонид Собинов и Антонина Нежданова.

Знал ли лично Николай Михайлович Фёдора Шаляпина? Безусловно, да. Возможно, давал какие­-то советы. По воспоминаниям Павла Бурышкина, вхожего в дом Николая Красильщикова в Москве  (по адресу ул. Моховая, 6), туда «захаживали Шаляпин, Рахманинов, Скрябин». В доме другого брата, Петра Михайловича Красильщикова, на Малой Дмитровке 21/18 Шаляпин пел. Одна из самых активных участниц Родниковского краеведческого общества Галина Перова разыскала в Интернете редкую фотографию: Николай Красильщиков в Ялте с первым и единственным (как считается) учителем Фёдора Шаляпина – Дмитрием Андреевичем Усатовым (на фото справа).

Дмитрий Усатов (10 (22) февраля 1847 ­10 (23) августа 1913 года) — выходец из крепостных белгородских крестьян графа Шереметьева. Как и родители, пел в графском хоре. После отмены крепостного права окончил с серебряной медалью Петербургскую консерваторию. С оперной труппой изъездил всю страну. Затем 10 лет блистал на сцене Большого театра.  Именно в его исполнении зрители впервые услышали партии Куратова в «Нижегородцах», Елеазара в «Маккавеях», Вакулы в «Черевичках», Андрея в «Мазепе» и Ленского в «Евгении Онегине». В репертуаре лирического тенора были также романсы и драматические партии – такие, как Рембо в «Роберте-­Дьяволе» или граф Альмавива в «Севильском цирюльнике». Музыкальные критики отмечали усердную работу певца над своим голосом.  Постоянные занятия и умелое применение вокальных приёмов сделали Усатова лучшим тенором России своего времени.

Дмитрий Андреевич был не только выдающимся певцом, но и композитором. Он сочинил оперы «Хан Девлет» и «Ночь в Багдаде», а также более 50 романсов на стихи русских поэтов Алексея Кольцова, Ивана Никитина, Михаила Лермонтова, Ивана Сурикова и других. Многие из них вошли в репертуар Фёдора Шаляпина.

Ольга Ступина

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *