Вывозу мусора мешают… дураки и дороги
До 2019 года по федеральному законодательству все регионы России должны были перейти на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Ивановская область ввела «мусорную реформу» в числе первых пяти – с 1 июля 2017 года. Одним из новшеств стало создание регионального оператора по обращению с ТКО – организации, которая отвечает за работу с отходами, начиная от вывоза с контейнерных площадок и из частного сектора и заканчивая отправкой на полигоны. О том, что изменилось за это время, мы беседуем с генеральным директором регионального оператора по обращению с ТКО Надеждой Гришиной.
Пластик составляет до 40% процентов отходов
‒ Какова была ситуация с вывозом отходов до появления регоператора?
‒ На начало 2017 года вся область оказалась завалена мусором: несанкционированные свалки были на обочинах дорог, в городах, лесах и переулках. Мусор из частного сектора вывозили лишь на 30–40%. Кто, что, куда возил, мы не знаем. Никто эти транспортные организации не контролировал, деятельность их не отслеживал. Кто-то добросовестно заключал договор со спецорганизацией, а кто-то сжигал часть мусора, а оставшийся «подкидывал» в контейнеры многоэтажек. В мелких населенных пунктах отходы вообще никто не вывозил. Мы имели множество свалок.
Сейчас в законодательство внесли изменения, и сжигать мусор вообще запрещено. Это не потому, что кому-то захотелось ввести новые штрафы, а потому, что наносит ущерб экологии и населению. Состав мусора сейчас и в советское время сильно разнится. По разным источникам на сегодняшний день пластиковая продукция составляет до 40% объема всех бытовых отходов. Доля биоразлагаемых значительно сократилась.
‒ Вместо различных коммерческих организаций появился единый регоператор, который стал нести ответственность за вывоз и утилизацию мусора по всем правилам и нормам. Во всех муниципалитетах приняли единый тариф, который должны были оплачивать в том числе жители частного сектора и дачники. И это вызывало шквал вопросов и негодования. К чему мы пришли в итоге? Что изменилось за эти пять лет?
‒ Первым делом мы убрали все несанкционированные свалки. Теперь их в разы меньше. На сегодняшний день услугой по обращению с ТКО охвачены все населенные пункты Ивановской области, включенные в территориальную схему. Отдельно можно выделить 100%-ный охват услугой по обращению с ТКО в частном секторе. До начала деятельности регоператора договоры на вывоз мусора заключали не более 40% жителей частного сектора, а в небольших населенных пунктах, сбор и вывоз отходов вообще не был организован.
— Среди всего объема ТКО есть ведь и отходы, которые можно отправлять на переработку?
— Да, на территории Ивановской области действует мусоросортировочный завод для извлечения из ТКО полезных фракций. Это нужно для перехода к экономике замкнутого цикла. Объем отходов, размещаемых на полигоне, при этом значительно снижается. На мусоросортировочный завод поступают твердые коммунальные отходы с большей части Ивановской области.
И, кстати, мы вошли в число регионов, достигших успехов в создании комплексной системы обращения с ТКО. Нашу работу отметил министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин. Ивановская область с опережением на 5 лет перевыполнила один из целевых показателей национального проекта «Экология».
Резервные контейнеры были бы не лишними
‒ Как распределяются обязанности между теми, кто принимает участие в обращении с ТКО?
‒ Зона ответственности регоператора начинается с момента загрузки мусора с контейнеров и заканчивается привозом на полигон. Мы устанавливаем необходимое количество контейнеров и обеспечиваем вывоз отходов.
Строительство и обустройство контейнерных площадок, переносы и организация новых мест накопления ‒ полномочия управляющих компаний либо муниципалитета как собственника земли.
‒ Соответственно, за порядком тоже следят они?
‒ Да, таковы правила. Содержание контейнерной площадки в чистоте – прерогатива ее собственника. Если крупногабаритные отходы хаотично валяются, то дворники должны их перетащить в специальный отсек. Если же мусор просыпается во время работы по погрузке, то его убирают наши сотрудники.
‒ То есть, всё, что стоит или лежит у контейнеров, оператор забирать не будет. А если ящики переполнены?
‒ Иногда такое случается в праздничные дни или после выходных. Превышение объемов бывает, но мы всегда говорим как УК, так и администрациям, что количество контейнеров должно быть достаточным, чтобы не было переполнения с учетом нагрузочных дней.
С 2019 года законодательство обязало органы местного самоуправления вести реестр контейнерных площадок, которые оборудованы по всем правилам.
Основные препятствия ‒ припаркованные машины
‒ Почему же получается, что «помойки» соответствуют правилам, а мусор не вывозится?
‒ Вывозятся все отходы, однако возможны сбои в графике вывоза, чаще всего по той причине, что техника не смогла подъехать к контейнерной площадке. Самая острая проблема в любое время года – это припаркованные автомобили у контейнерных площадок или по пути следования к ним. Особенно в выходные и праздники. Кстати, прошлый Новый год мы отработали спокойнее, а в этом люди начали активнее ездить друг к другу в гости, в том числе из других регионов, бросать машины, где придется…
Мусор же вывозится не по мере накопления, а по определенным маршрутам и графику: с конкретной частотой и в назначенное время. Мусоровоз приезжает на точку и понимает, что проехать не может. Начинаем разыскивать хозяина брошенного автомобиля, оставляем ему под «дворниками» увещевание: пожалуйста, будьте любезны, здесь больше не парковаться, обращаемся в УК, ГИБДД, ‒ в итоге уходит время и мы выбиваемся из графика. Получается, что мы не успеваем заехать в какой-нибудь двор, а возвращаемся к пропущенным местам уже только после завершения всего маршрута. Иногда нам сообщают, что машины разъехались, и мы возвращаем работников на данную точку повторно.
Сильный снегопад или критически низкие температуры также влияют на график приезда спецтехники, но это случается нечасто.
Залогом стабильной работы по вывозу ТКО может быть лишь совместная работа всех заинтересованных лиц, которые отвечают и за чистоту подъездных путей, и за уборку площадок и контейнеров. Это и сами жители, и их управляющие компании, и органы местного самоуправления.
‒ А как дела с вывозом обстоят в частном секторе? Может быть, и «частникам» ставить контейнеры?
‒ Безусловно, к этому нужно стремиться. Во-первых, жители частной жилой застройки были бы не привязаны к определенному времени выставлять пакеты с ТКО у домов. Во-вторых, это решило бы для них проблему складирования крупно-габаритных отходов. Зачастую мы видим, как жители частного сектора пользуются контейнерными площадками близлежащих многоквартирных домов… Принять решение о создании и оборудовании контейнерных площадок в частном секторе должны органы местного самоуправления, но не все муниципалитеты идут на это.
Также узкие улицы частного сектора не способствуют проезду и развороту большегрузной специализированной техники регоператора, особенно в осенне-весенний и зимний периоды.
В Иванове, в качестве пилотного проекта, установлены перехватывающие контейнерные площадки в местах возобновляемых несанкционированных навалов твердых коммунальных отходов. И у жителей это решение нашло положительный отклик, ими активно пользуются. Но эти «перехваты» ‒ лишь временное решение, они установлены не по всему городу.
…Вопросы по реализации «мусорной реформы» еще остаются, в том числе по полигонам, выработавшим свой ресурс. Но эти проблемы должны решаться уже на другом уровне. А пока можно говорить о достижении системности в вывозе мусора и контроле, об уменьшении количества несанкционированных свалок и увеличении доли заключенных договоров на вывоз мусора юридическими лицами.