Русские учителя Дагестана
Сейчас, когда на Украине мы видим страшные последствия разгула национализма, мне хочется рассказать о прямо противоположном – об интернационализме. О том, как русские люди способствовали дружбе и взаимопониманию между народами, несли науку, культуру, просвещение в национальные республики, с уважением относясь к местному укладу, обычаям, традициям. Я хотела бы тем самым помянуть скромную, очень умную и интеллигентную женщину – ветерана педагогического труда, учителя истории Ирину Владимировну Вергун, которая переехала в наш город 13 лет назад из Дагестана и в сентябре нашла последнее упокоение в нашей земле.
Внучка знаменитого деда
Ирина Владимировна родилась 1 июля 1939 года в г. Буйнакске ДАССР. Здесь жили родители её матери, которая тогда работала инженером-металлургом в Двигательстрое – будущем г.Каспийске. Родители расстались вскоре после того, как дочь появилась на свет. Воспитанием девочки занялись дедушка и бабушка, поскольку мама была плотно занята на работе и присматривать за ней не могла.
Дед Ирины Владимировны, Сергей Михайлович Иванов был талантливейшим учителем математики. Коллеги называли его Учителем учителей. Педагогике Сергей Михайлович отдал в общей сложности 40 лет, 30 из которых посвятил Дагестану. Его учениками были многие видные деятели науки, культуры, искусства этой горной республики, а также политики, управленцы. Сергей Николаевич имел звания Отличника народного просвещения, Заслуженного учителя РСФСР и ДАССР, был награждён орденом Ленина.
Становление Учителя
Сергей Михайлович родился в 1884 году в г. Раненбурге Рязанской губернии в дворянской семье, где было семеро сыновей и одна дочка. Отец служил в канцелярии при уездном суде и отдал сына учиться в престижную 1-ю мужскую гимназию Рязани, которую в разное время окончили поэт Яков Полонский, светило медицины Павел Ганнушкин, историк Дмитрий Иловайский, преобразователь природы Иван Мичурин и другие выдающиеся личности.
В пятом классе директор гимназии, преподававший латынь, предложил юному Серёже «подтянуть» по латинскому языку ленивого первоклашку. За «репетиторство» предлагалась плата – 4 рубля. Поскольку содержание сына в Рязани обходилось отцу в 12 рублей, мальчик сразу согласился, как писал потом не без иронии, «на 40% в месяц съехать с шеи отца».
Удивительно, но юному преподавателю удалось то, что не всегда удаётся и взрослым профессионалам: он придумал, как увлечь и в короткий срок научить нерадивого школяра всем учебным премудростям. Превратил нудное преподавание в увлекательное занятие, интересную игру. Именно тогда были заложены основы уникальной педагогической методики учителя Иванова, которую, повзрослев, он довел до совершенства. С 5 по 8 класс юного Сергея уже постоянно стали привлекать в качестве репетитора, тренера и консультанта для других учеников по разным предметам. Однако лучше всего ему давалась математика, а вот сочинение по литературе неизменно навевало тошноту – из-за него гимназист Иванов не получил заслуженной золотой медали, а только серебряную.
После выпуска Сергей сделал попытку поступить в только что открывшийся Политехнический институт, но не прошёл по конкурсу аттестатов. На семейном совете молодой человек узнал, что его дед, 35 лет успешно преподававший географию в одном из московских средних учебных заведений, на смертном одре завещал своим потомкам, чтобы никто из них и думать не смел о педагогическом поприще. Решили: Сергей поступает на физмат Московского университета, но учителем не будет. Однако судьба распорядилась иначе.
Осенью 1902 года Сергей Иванов успешно поступил в этот вуз и окончил его в 1907 году, хотя учёба постоянно прерывалась из-за революционных выступлений студентов. На предпоследнем курсе юноша, выбравший специальностью астрономию, провёл очередные вынужденные каникулы в обсерватории, где одним из его руководителей стал Сергей Блажко – известный астроном, чьи исследования использовались в отечественной космической программе. Подходящей работы выпускнику Иванову в столице не нашлось, и он принял предложение переехать в Нижний Новгород. Здесь его временно устроили преподавать географию в казённой женской гимназии, для чего пришлось самостоятельно изучить соответствующий курс. Первый рабочий день молодого учителя начался с вопиющего, хотя и курьёзного, случая…
Продолжение читайте в газете «Родниковский рабочий» от 26 октября.
Ольга Ступина