Русские учителя Дагестана

Сейчас, когда на Украине мы видим страшные последствия разгула национализма, мне хочется рассказать о прямо противоположном – об интернационализме. О том, как русские люди способствовали дружбе и взаимопониманию между народами, несли науку, культуру, просвещение в национальные республики, с уважением относясь к местному укладу, обычаям, традициям. Я хотела бы тем самым помянуть скромную, очень умную и интеллигентную женщину – ветерана педагогического труда,  учителя истории Ирину Владимировну Вергун,  которая переехала в наш город 13 лет назад  из Дагестана и в сентябре нашла последнее упокоение в нашей земле.

Внучка знаменитого деда

Ирина Владимировна родилась 1 июля 1939 года в г. Буйнакске ДАССР.  Здесь жили родители её матери, которая тогда работала инженером-­металлургом в Двигательстрое – будущем г.Каспийске.  Родители расстались вскоре после  того, как дочь появилась на свет. Воспитанием девочки занялись дедушка и бабушка, поскольку мама была плотно занята на работе и присматривать за ней не могла.

Дед Ирины Владимировны, Сергей Михайлович Иванов был талантливейшим учителем математики. Коллеги называли его Учителем учителей. Педагогике  Сергей Михайлович отдал в общей сложности 40 лет, 30 из которых  посвятил Дагестану. Его учениками были многие видные деятели науки,  культуры, искусства этой горной республики, а также политики, управленцы. Сергей Николаевич имел звания Отличника народного просвещения, Заслуженного учителя РСФСР и ДАССР, был награждён орденом Ленина.

Становление Учителя

Сергей Михайлович родился в 1884 году в г. Раненбурге Рязанской губернии в дворянской семье, где было семеро сыновей и одна дочка. Отец служил в канцелярии при уездном суде и отдал сына учиться в престижную 1­-ю мужскую гимназию  Рязани, которую в разное время окончили поэт Яков Полонский, светило медицины Павел Ганнушкин, историк Дмитрий Иловайский, преобразователь природы Иван Мичурин и другие выдающиеся личности.

 В пятом классе директор гимназии, преподававший латынь, предложил юному Серёже «подтянуть» по латинскому языку ленивого первоклашку. За «репетиторство» предлагалась плата – 4 рубля. Поскольку содержание сына в Рязани обходилось отцу в 12 рублей, мальчик сразу согласился, как писал потом  не без иронии, «на 40% в месяц съехать с шеи отца».

Удивительно, но юному преподавателю удалось то, что не всегда удаётся и взрослым профессионалам: он придумал, как увлечь и в короткий срок научить нерадивого школяра всем учебным премудростям. Превратил нудное преподавание в увлекательное занятие, интересную игру. Именно тогда были заложены основы уникальной педагогической методики учителя Иванова, которую, повзрослев, он довел до совершенства. С 5 по 8 класс юного Сергея уже постоянно стали привлекать в качестве репетитора, тренера и консультанта для других учеников по разным предметам. Однако лучше всего ему давалась математика, а вот сочинение по литературе неизменно навевало тошноту – из­-за него гимназист Иванов не получил заслуженной золотой медали, а только серебряную.

После выпуска Сергей сделал попытку поступить в только что открывшийся Политехнический институт, но не прошёл по конкурсу аттестатов. На семейном совете молодой человек узнал, что его дед, 35 лет успешно преподававший географию в одном из московских средних учебных заведений, на смертном одре завещал  своим потомкам, чтобы никто из них и думать не смел о педагогическом поприще. Решили: Сергей поступает на физмат Московского университета, но учителем не будет. Однако судьба распорядилась иначе.

Осенью 1902 года Сергей Иванов успешно поступил в этот вуз и окончил его в 1907 году, хотя учёба постоянно прерывалась из-­за революционных выступлений студентов. На предпоследнем курсе юноша, выбравший специальностью астрономию, провёл очередные вынужденные каникулы в обсерватории, где одним из его руководителей стал Сергей Блажко – известный астроном, чьи исследования  использовались  в отечественной космической программе. Подходящей работы выпускнику Иванову в столице не нашлось, и он принял предложение переехать в Нижний Новгород. Здесь его временно устроили преподавать географию в казённой женской гимназии, для чего пришлось самостоятельно изучить соответствующий курс. Первый рабочий день молодого учителя  начался с вопиющего, хотя и курьёзного, случая…

Продолжение читайте в газете «Родниковский рабочий» от 26 октября.

Ольга Ступина

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *