От конторщика до руководителя фабрики и председателя горсовета (продолжение)

Продолжаем публиковать воспоминания Ю. Н. Бакулина (начало в №34, стр.12 и здесь). Вот, что пишет он о характере, человеческих качествах своего отца Николая Афанасьевича Бакулина, который в течение нескольких лет был высшим должностным лицом Советской власти г. Родники:

Будни председателя горсовета военных лет

«Отец был настоящим коммунистом, старой закалки. 30 мая 1925 года был принят кандидатом в члены РКП(б), член партии с 1928 года (мама вступила в партию в 1930 году). Не любил ложь, обман. Как сам был справедливым и честным, так и требовал от других. Никакими льготами не пользовался, и наша семья с первых дней войны ощутила, что такое голод. А ведь никто из посторонних  не верил – наоборот, язвили, делали колкие реплики, что мы, дескать, живём в достатке. Отец работал, как одержимый, не давал себе покоя ни днём, ни ночью. Его часто по ночам вызывали на работу. Когда к нам поступили блокадники из Ленинграда ­- в основном, женщины и дети, было страшно и больно смотреть на этих измождённых людей – скелеты, обтянутые кожей. Отец, несмотря на занятость, ежедневно утром и вечером навещал их. Интересовался здоровьем, питанием и требовал нормального ухода. Радовался, как они  практически на глазах поправлялись, становились полноценными людьми. Однажды через город в Иваново проходило воинское подразделение. И в кабинет отца вошёл – нет, ворвался! – офицер, положил на стол пистолет, заявив, что у него две роты солдат голодные почти двое суток и он требует их накормить. Отец спокойно выслушал, предложил убрать оружие и объяснил, что весь лимит на продовольствие в городе израсходован, но «все мы люди и делаем общее дело, оторвём от некоторых организаций и без того скудный паёк и накормим ваших солдат». Думаю, за период работы председателем горсовета отцу не раз приходилось находить оптимальный выход из сложнейших ситуаций, но это мои личные предположения».

Родной Захарьевский переулок

Тогда семья Бакулиных проживала в Захарьевском переулке, который граничил с одной стороны с Технической улицей, со «Слесарными номерами», а с другой ­- с бывшим Домом пионеров. На месте этого переулка стоят сейчас пятиэтажки. Он был небольшой: всего 9 деревянных домов. В том числе и дом Бакулиных, где проживали с семьями — отец Юрия Николаевича и два его брата: Василий и Константин – последний героически погиб на фронте в годы Великой Отечественной войны, его имя выбито на памятной стеле в парке Победы.

«Весёлый, дружный был переулок, -­ вспоминает Юрий Николаевич, – с утра до вечера – шум, гам, веселье. Наверное, мы, дети, сильно докучали взрослым. Помню, как бабуля Морозова постоянно прятала от нас палки для игры в «Попа гоняло». И как не быть шуму, ведь детворы в нашем маленьком переулке было более трёх десятков. У Мальгиных – 6 детей, у Озеровых – 6, у Сергеевых – 4 и в нашей семье четверо. Меньше двоих-­троих не было!

После войны Николай Афанасьевич Бакулин (на фото ­- в центре) много лет руководил городским финансовым отделом и очень гордился своим дружным, сплочённым коллективом.

Отец очень любил ребятишек и в свободное время играл с нами в игры: лапту, чижа и «Попа гоняло». Иногда гоняли тряпичный мяч — было очень весело, отец всех заводил. А когда проигрывал в чижа, подставлял спину и под общий шум и гам вёз победителя туда и обратно до указанной отметки, а потом любил рассказывать о прошлой жизни. Дядю Колю тоже очень любили. Да и взрослые между собой водили дружбу. Заготавливали дрова для печек, например,  всем переулком. Так было и 22 июня 1941 года, когда началась война. Все мужчины находились в лесу. И плачущие, причитающие матери направили нас, пацанов, в лес, чтобы мы сообщили старшим страшную новость.

Самоотверженная мама

В июне 1942 года Николай Афанасьевич Бакулин добровольцем ушёл на фронт. После краткой подготовки стал артиллеристом орудийного расчёта 76­-мм пушки. Вскоре его часть была направлена под Сталинград. Семья осталась совсем без средств к существованию, испытала голод по полной программе. Положение осложнялось тем, что старшие дочери Рита и Роза учились: одна – в авиационном техникуме в Рыбинске, другая ­ в финансовом институте в Ленинграде (он в войну был эвакуирован в Москву)…

Продолжение читайте в газете «Родниковский рабочий» от 7 сентября.

Ольга Ступина

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *