Труженик, воин, хранитель истории
Он родился ровно век назад,
Человек-крестьянин от природы.
И о нём одно могу сказать,
Что всю жизнь трудился для народа.
С детских лет любил своё село
И покинуть не имел причины.
Хоть порой бывало тяжело,
Прожил в нём с рожденья
До кончины.
Такие проникновенные строки написал о своём выдающемся земляке Валерии Константиновиче Бабанове известный поэт, житель Сосновца Александр Ефремов. А руководитель Родниковского краеведческого общества Анатолий Журавлёв, который много лет живёт и работает в этом селе, знал Валерия Константиновича лично и поделился воспоминаниям о нём.
Несостоявшийся художник
Валерий Константинович Бабанов родился 1 августа 1922 года в Сосновце. 4 класса окончил в родном селе, затем продолжил обучение в Парской школе. После школы, в 1937 году, поступил в Палехское художественное училище. Но художником стать, видно, было не суждено. Жизнь сложилась так, что пришлось освоить более прозаические специальности. Поступил работать слесарем на комбинат «Большевик». Время было суровым и беспощадным: отработав три года, однажды опоздал на смену, был осуждён и три месяца отбывал срок в Михайловской колонии на лесоповале. Пребывание в местах не столь отдалённых, тем не менее, не испортило ему биографию: в 1940/41 годах его поставили работать бригадиром в колхозе «Новый путь».
Долгий путь на фронт
«Повестку в армию мне дали на 23 июня 1941 года, - вспоминал Валерий Константинович. – 22 июня у меня был «прощальный вечер». Радио не было. Телефон – только в сельсовете. Поэтому о начале войны узнали только около 6 часов вечера, когда к нам приехали из военкомата. В родниковский военкомат прибыли 23 июня, но нас отправили домой – до особого распоряжения. Первыми на фронт взяли председателя колхоза Петра Васильевича Ларина и счетовода Сергея Николаевича Додеева. Затем 14 августа ушёл на фронт мой отец Константин Фёдорович Бабанов. Я остался один – и за бригадира, и за председателя. Принимали эвакуированных из Смоленской и Калининской областей. Целыми днями перегоняли скот.
В начале октября председателем колхоза «Новый путь» избрали Александра Фёдоровича Большакова. В это же время меня и ещё 9 человек направили на трудовой фронт. Меня назначили десятником. Жили и работали под Палехом, в д. Зимёнки. Копали рвы. Горький уже бомбили. С трудового фронта меня забрали в армию. Сначала отправили в Ермолино, потом в Ярославль, где я первый раз попал под бомбёжку. Через Кострому и Ковров ехали на фронт 36 суток. На одной из станций дали солдатский паёк, очень солёный и отправили в Монголию. Ехали 7 суток и всю дорогу думали только о том, как бы попить. Как только прибыли на место, нас отправили в баню, но мы кинулись не мыться, а пить прямо из таза – такая у нас была страшная жажда. Выдали обмундирование – учились ходить в ботинках с обмотками. Потом мы начали обустраиваться в землянках, рыть окопы с нишами. Узнав, что я хорошо рисую, попросили нарисовать портреты Сталина. Выбрали комсоргом роты. Был даже награждён грамотой ЦК ВЛКСМ за подписью Щербакова».
На войне с Японией
Нашего земляка назначили командиром противотанкового орудия. Он вместе со своими товарищами копал противотанковые рвы, окопы. За два года киркой и ломом проделали в земле около 12 тысяч километров разных оборонительных сооружений…
Продолжение читайте в газете «Родниковский рабочий» от 10 августа.
(По материалам краеведа
Анатолия Журавлёва
подготовила Ольга Ступина)