Куда уходит детство

Полдень 2 июля. К Самулихе подъезжают машины с жителями деревень Бараниха, Высоково, Гулимово, Надорожново, Самулиха, Шагино, Чанново. Наша очередная встреча земляков, которые родились и начинали свою жизнь в этих деревнях. Первой приехала из Иванова Валентина Селявина с дочерью Людмилой. Супруги Удаловы – Александр с Надеждой подъехали, когда мы уже были все на месте. Настроение трудно описать: улыбки от радости и даже слезы на глазах, что вновь, спустя год, мы снова собрались.

Открыла встречу самая младшая из сестер Куташовых – Татьяна Прусова, прочитав стихи про деревню:

Эта деревня у Шорни стояла,
Каждое утро нас речка встречала.
В этой речушке вода холодна,
Многих людей напоила она.

Все, что случилось, ты, речка, скажи,
Ведь от деревни одни пустыри.
Нет деревни и тихо вокруг ­
Только речушка хранит этот дух.

Очень нас всех затронуло такое начало. Стали вспоминать, как жили наши родители, мы и как существовали деревни, в которых мы жили.

Колхоз наш назывался «Путь к свету». В колхозе были фермы, телятники, конюшня, свинарник, овчарник, курятник, занимались овощеводством – выращивали капусту, огурцы и даже помидоры, не говоря уже о картофеле и зерновых. Галина Цветкова, приехавшая из Заволжска, самая старшая на нашей встрече, рассказывала, что трогать колхозное добро было в то время не принято. Как работали – трудно сейчас представить. Электроэнергия пришла в наши деревни в начале 60-­х, газ в баллонах – в начале 70­-х. В колхозе работали да дома – у всех было большое хозяйство, и все это надо было вырастить, обработать и убрать. В колхозе работали за трудодни, осенью за работу давали зерна. Татьяна Прусова из Деревенек по сей день продолжает держать полный двор скотины: корову, телочку, бычка, хрюшу, кур и другую живность. А ведь ей уже за 60. Это очень тяжелый труд, кто жил в деревне – знает, что это такое.

В наших деревнях корова была практически в каждом доме. Для нас, детей, любимой едой были молоко с пирогами, ватрушкой и другим печевом из муки. Всё готовили тогда только в русской печи. Супы, щи, картошку, кашу – всё парили и варили. Печь в деревне была основой всего: она грела и кормила, конечно, с помощью наших тружениц – мам и бабушек. В деревне дел всегда много, мы помогали родителям во всем; знаем, что такое деревенская жизнь и по праву гордимся, что мы родом из деревни.

Все мы учились в Самулихинской начальной школе у Кургановой Марии Ивановны. Она учила нас писать, читать, считать. На встречу всегда приезжает ее дочь Татьяна Курганова.

В Самулиху приехали земляки, кого мы на предыдущие годы еще не встречали. Некоторые не виделись больше 40 лет – например, сестры Надежда Головина и Ольга Баранова (Арсеньевы), Галина Еремина (Парышева), Алевтина Семерикова. Галина Куташова пригласила на нашу встречу­праздник сестер Зинаиду Григу и Татьяну Морозову, которая на нашем вечере встретила своего одноклассника Александра Жалова, с ним училась в Родниках в начале 70­х. Самым старшим на нашей встрече был Валерий Васильевич Жаров ­ ему уже за 70 лет. Из женщин старшая Галина Цветкова ей тоже за семьдесят. Самая младшая – Татьяна Комарова (Норкина). Среди  земляков, родившихся в наших деревнях и ныне здравствующих, Зинаида Васильевна Сачкова – она живет в Родниках. Есть и другие, и постарше. Здоровья вам, наши дорогие земляки!

Мы всегда поем на встречах песни. Но есть и те, кто не прочь потанцевать, как Галина Киселева, Ольга Баранова и другие. Галине Киселевой за 70, но даст фору любому молодому: всегда веселая, шустрая, жизнерадостная, трудолюбивая – вся в отца Алексея Васильевича Лапшина. Дядя Леша – так мы его звали, фронтовик, работал на ферме скотником. Летом самым трудным делом было сохранить молоко, чтобы не скисло. Он фляги грузил на телегу и на лошадке возил в так называемый холодильник. Недалеко от фермы, в овраге, было оборудовано место, где били ключи. Он ставил фляги в холодную студеную воду. Таким образом, молоко всегда было свежим. Потом его отправляли на молокозавод в с. Парское.

Всю свою жизнь эти люди хранят дружбу и любовь к своим родным деревням.

В наше детство телефонов не было, а телевидение только начинало свою работу. Все, конечно, ходили в клуб на просмотр фильмов и на танцы. Как и прежде, мы посетили то место, где он когда­-то стоял. Место уже не узнать – заросло все мелким лесом. В зарослях еще видно единственное «строение» – памятник воинам, погибшим в 1941-­1945 годах. Его когда­-то возвел участник войны Захар Ильич Голубев.

Грустно было смотреть на эту картину. Когда­-то это было самое бойкое и веселое место. Наши бабушки называли его Нардом. В клуб сходилась и съезжалась молодежь с окрестных деревень, вспоминала Антонина Осокина. Всегда ждали вечера, чтобы потанцевать, молодая кровь кипела. На встрече присутствовали три киномеханика, в разное время они показывали нам фильмы ­ Константин Парышев, Александр Сачков и Александр Удалов – он последним из всех троих организовывал киносеансы в нашем клубе.

Александр Сачков с детства тянулся к технике. Мальчишкой бегал помогать своему дядьке Владимиру Воробьеву – он-­то и обучил Саньку, как обращаться с кинопроектором. Санька до армии показывал нам фильмы.

Воспоминаний очень много на наших встречах. Только стали все мы замечать, как время быстро пролетело. Недавно все мы бегали детьми босиком, а теперь бабушками да дедушками стали. От этого не уйти – так устроена наша жизнь.

Мы помним и всегда с любовью вспоминаем нашу малую родину, матушку-­деревню, где жили наши родители, где мы впервые встали на ноги, где прошло наше безоблачное детство.

Расстались в надежде на будущие встречи. Мы еще споем!

Июль, 2022 г. Самулиха

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *