Письмо в редакцию. «ЗАВУЧ»
«Лицом к лицу — лица не увидать.
Большое видится на расстоянье».
Так образно сформулировал поэт простую, в общем-то, истину. С расстояния нескольких десятков лет мне хотелось бы рассказать о бессменном завуче восьмилетней школы №4, что была когда-то на Рабочем поселке в нашем городе Родники.
Нина Ивановна Виноградова — «Заслуженный учитель РСФСР». Пережив военное лихолетье, она блестяще закончила школу, педагогическое училище, а затем и высшее учебное заведение по специальности учитель русского языка и литературы. Завучем Нина Ивановна проработала в восьмилетней школе №4 с первого и до последнего дня существования этого учебного заведения, несколько десятков лет, проявив себя талантливейшим руководителем коллектива.
Школа — сложный механизм, в котором находятся в течение 6, а иногда и более часов несколько сотен детей от 7 до 14-17 лет и сравнительно небольшой коллектив взрослых. И все в этом механизме должно работать надежно, четко, продуманно, безопасно для жизни и здоровья.
Громадное внимание уделяла Нина Ивановна созданию высококвалифицированного педагогического коллектива. Постоянно велась работа над повышением педагогического мастерства учителя. Это и взаимопосещение уроков в связи с темой предстоящего педсовета, это всегда качественный основной доклад и содоклады учителей, это глубокий анализ посещенных завучем уроков и рекомендации для дальнейшего совершенствования, это открытые уроки и многое другое.
При подготовке любого мероприятия сама Нина Ивановна тщательно продумывала его ход, изучала нормативные документы, советовалась со знающими людьми, с членами коллектива. Постоянно анализировала себя: а все ли так она делает? Отдаваясь работе целиком, она не жалела ни сил, ни времени, совершенствуя собственные знания и умения, создавая дружный коллектив единомышленников. Она обладала способностью видеть в каждом человеке его «изюминку» и использовать это в работе на пользу всем.
Не раз на педсоветах и в индивидуальных беседах поднимались вопросы на этические, нравственные темы. Учитель — лицо общественное, публичное. На него смотрят родители, дети. Поэтому в учителе все должно быть гармонично, достойно, прилично: одежда, поведение, разговор, общение с другими людьми, интеллект, способность постоянно совершенствоваться. Без этого нет учителя. Совсем недавно на ТВ я услышала жаркую дискуссию о том, до какой степени можно оголяться на пляже учителю. Как бы запретами не нарушить свободу личности. Да ни до какой! Профессия сама накладывает на тебя определенные рамки поведения. И это — твой выбор! А в этих ТВ-дискуссиях спорщики — не всегда, кстати, от душевной искренности, путают понятия демократическая свобода и анархическая вседозволенность. Понятия прямо противоположные. Нина Ивановна сама была во многом образцом в работе. Интересны ее литературные вечера, проводимые с детьми. Вот один из них…
Продолжение читайте в газете «Родниковский рабочий» от 13 июля.
А.И. Борисова, ветеран
педагогического труда