Алексей Салеев: «Считаю, что моя жизнь прожита не зря»
18 марта исполняется 100 лет со дня рождения Алексея Александровича Салеева – выдающегося врача-фтизиатра, Почётного гражданина г. Родников и Родниковского района, создателя уникального ботанического сада при родниковском противотуберкулёзном диспансере, который до сих пор числится в каталогах ЮНЕСКО. «Я родился в д. Юрцино 18 марта 1922 года, хотя в паспорте указано 19 марта, — рассказывал о себе своей землячке из с. Седельницы Алексей Александрович. — Почему так получилось – не знаю, но отмечаю день рождения всё-таки 18 марта».
Не такие, как все
По его воспоминаниям, жили Салеевы бедно, но в каменном доме. Дед одно время торговал в лавочке при доме, но в 1912 году оставил торговое дело, однако после революции этот факт принёс семье страшные невзгоды. «Мать умерла, отца парализовало на пашне. Ползком добирался до дома. Его называли «железный». Пытались репрессировать, арестовали, - скупо, не выдавая эмоций, рассказывал об этом периоде в жизни Алексей Александрович. — Пришли описывать именье с понятыми. Две недели отец возил торф для Писцовской фабрики». Тяжёлые переживания, несправедливое наказание усугубили нездоровье отца. Он совсем сдал и умер в 42 года. На плечи Алексея очень рано легли все домашние работы, забота о младших сёстрах. В детстве мальчика и других детей Салеевых преследовали голод и болезни. Один из братьев в три года умер от дифтерии, сам Алексей едва оправился от желтухи. На всю жизнь он запомнил вкус овсяных лепёшек из неочищенного овса, которые пекла, чтобы спасти семью от постоянного недоедания, его мать.
Спасибо вам, учителя!
Огромную роль в воспитании будущего выдающегося врача и гражданина сыграли учителя Седельницкой и Писцовской школ. Им удалось пробудить и поддержать в мальчике страсть к учению, которой оказались не страшны никакие преграды. В Седельницкой школе был прекрасный огород, на котором ученики выращивали овощи для школьной столовой обеды спасали юного Салеева от голода. Именно в школе у Алексея впервые проявился несомненный литературный талант: свой первый рассказ о природе он опубликовал в школьной стенгазете, редактором которой он являлся. «Пробу пера» высоко оценили и учителя, и другие ученики, что было особенно приятно.
В школьные годы Алексей и его братья также увлекались химией, своими руками смастерили фотоаппарат и делали фото. Но главным увлечением мальчика всё же оставались природа и книги. Книги прекрасно изданные великие произведения мировой литературы – он впервые увидел благодаря деду в церковной библиотеке. Когда началась борьба с религией, библиотеку приговорили: часть книг, не совпадавших по своему содержанию с установлениями новой, советской власти, постановили сжечь, другие пополнили школьную библиотеку.
Братьям Салеевым и некоторым их односельчанам удалось спасти некоторые старинные фолианты. «Случилось так, что часть этих книг оказалась потом у нас в доме, и я смог их прочитать, - напишет Алексей Александрович через много-много лет. - Хорошо помню, как в одной из них (кажется, в приложении к «Ниве») прочитал небольшое стихотворение и заплакал. Это было стихотворение Роберта Бёрнса, а называлось оно «Полевой мыши, гнездо которой разорено моим плугом». Я был в том возрасте, когда ребенок в отличие от взрослых не боится взять в руки этого маленького пушистого зверька и не знает о его дурной славе грызуна. Конечно, я не понимал глубокого социального смысла стихотворения и особенно его столь талантливо и емко выраженной экологической философии. После этого Роберт Бёрнс стал моим любимым поэтом, и любовь эту я пронес через всю жизнь. До него был Франциск Ассизский, а еще раньше - апостол Павел, призывавшие так же мыслить».
Среди круговерти домашних дел островком отдохновения для Алексея Салеева стал огород возле дома…
Продолжение читайте в газете «Родниковский рабочий» от 16 марта.
Подготовила Ольга Ступина