Дорога жизни фронтового ленинградского шофёра
Много наших земляков во время Великой Отечественной войны защищали и освобождали Ленинград. По-разному сложились их судьбы. Есть те, кто геройски погиб или израненный попал в плен в жестоких боях на подступах к городу на Неве летом и осенью 1941 года, другие стойко обороняли город и видели ужасы блокады, а потом прорвали удушающее кольцо и погнали врага прочь. Сегодня наш рассказ о человеке, которому повезло – он остался жив и даже, судя по документам, не был серьёзно ранен, но тоже многое пережил, раз на него прислали в родной дом похоронку. Наш земляк Антон Васильевич Грубов был фронтовым шофёром и в страшные, трудные для ленинградцев времена спасал их, вывозя по «дороге жизни», а обратно доставлял необходимые как воздух грузы: продовольствие, боеприпасы. Вот, что написали нам о герое-фронтовике его дочери:
«Пишут вам две сестры, Галина Антоновна и Наталья Антоновна, из далекого Забайкальского края, из Читы. Мы хотим рассказать о нашем отце — участнике Великой Отечественной войны Антоне Васильевиче Грубове, вашем земляке, уроженце Ивановской области, Родниковского района, д. Куделино.
«Рукастый» крестьянский паренёк
Папа родился 12 августа 1921 года в большой крестьянской семье, у него было 2 сестры и 4 брата, а сам он - самый младший. С детства родители приучали папу к нелёгкому крестьянскому труду: он пас коров, овец, возил копны сена при заготовке кормов, работал и в колхозе. По воспоминаниям его старшей сестры Александры Васильевны, папа с детства был, как она говорила, «рукастый». И это действительно так! Папа все делал своими руками, разбирался в строительстве, электрике, в устройстве мотоциклов и машин.
Окончив семилетку, папа поступил в 1937 году в школу ФЗУ (фабрично-заводское училище) при ткацкой фабрике им. Ногина в г. Вичуга, где и продолжил образование. Несмотря на то, что он закончил только школу-семилетку, папа был очень грамотным человеком с острым, пытливым умом и обладателем красивого каллиграфического почерка, что для мужчины – редкость.
Из фрезеровщиков в шофёры и на войну
С 1939 года папа работает на литейно-механическом заводе в Вичуге по специальности фрезеровщик, а в августе 1940 года призывается на службу в ряды Красной Армии. После окончания курсов шоферов был направлен рядовым шофером в 641-й автобатальон, принимал участие в Финской войне. А вскоре началась Великая Отечественная война.
За рулём на «дороге жизни»
Папа прошел все тяжелые годы войны на легендарном теперь грузовике ГАЗ: подвозил боеприпасы и продовольствие на передовую, вывозил раненых. В конце декабря 1942 года 42-й отдельный аэросанный батальон, в котором служил папа, был отправлен в осажденный г. Ленинград. В феврале 1943 года по льду Финского залива, папа был переброшен на Ораниенбаумский плацдарм, где также осуществлял транспортные функции на «дороге жизни».
В ноябре 1943 года транспортный батальон был передан во 2-ю Ударную армию, которая начала разворачиваться на плацдарме, и папа вновь перевозит грузы через залив, участвует в Красносельско-Ропшинской операции. Трещал лед под тяжелогружеными машинами, слышались крики и стоны раненых, летали вражеские самолеты, бомбя автоколонны машин. Но самое тяжелое воспоминание у папы (по его собственному признанию) осталось об…»
Продолжение письма читайте в газете «Родниковский рабочий» от 29 января.
С уважением,
Галина Королева (Грубова),
Наталья Шайдурова (Грубова)