«Имел мужество спасти своего учителя»
30 октября в России отмечают День памяти жертв политических репрессий. Это напоминание о том жестоком и страшном времени, когда любой гражданин нашей страны по самому ничтожному поводу, ложному доносу или обвинению мог оказаться в тюрьме, лишиться всех прав и самой жизни. Чтобы беззаконие не повторилось, мы должны помнить, как это было. Предлагаем вам воспоминания одного из создателей советской вычислительной техники Бориса Николаевича Малиновского, который провёл свои детские годы в Родниках, где учительствовал его отец Николай Васильевич Малиновский.
«Близился 1937 год с его незаконными арестами и расстрелами. Это чувствовалось и в Родниках. В 1928 г. преподаватель-обществовед некто М-ва (фамилию по этическим причинам не называем – прим.ред), жена «ответработника» Родниковского горсовета, работавшая в школе, где отец был завучем, написала на него кляузу о том, что он пренебрежительно относится к урокам обществоведения и вообще является подозрительной личностью, поскольку сплотил весь учительский коллектив вокруг себя, беспартийного, и пользуется очень большим авторитетом. К тому же он сын служителя культа. Решением городских властей отец, несмотря на протест учительского коллектива, был снят с должности заведующего учебной частью, и ему было предложено ограничиться преподаванием русского языка и литературы.
В документах отца я нашел протокол учительского собрания. Все учителя школы, кроме написавшей кляузу М-вой, отметили высокую квалификацию отца, его всестороннюю образованность, полное соответствие должности и выразили недоумение по поводу решения горсовета.
Отец, задетый несправедливым отношением к нему, перешел на другое место работы – устроился завучем в школе ФЗУ (фабрично-заводского обучения). Думаю, что он и мама очень переживали незаслуженное увольнение. Но оно не было случайным. В стране развернулась компания против духовенства. И пострадал не только отец, но и его сестра Павла.
В 1936 г. отец решил переехать в областной центр Иваново. Вероятнее всего, он думал о нас, детях, о продолжении нашего образования.
Переезд в Иваново спас нашу семью. Через год после нашего переезда в Иваново в Родниках начались аресты преподавателей. Моего учителя немецкого языка Апольцева, любившего путешествовать по Кавказу, «сделали» турецким шпионом и расстреляли, замечательного учителя русского языка и литературы Грамматина арестовали и отправили в лагерь. Это только те, которых я знал. Но были и многие другие.
Года за два до смерти отец рассказал мне то, о чем молчал более тридцати лет. В 1937 г., когда наша семья только что переехала в Иваново, его вызвали в КГБ. Когда он явился в указанный в повестке кабинет, человек, сидевший за столом, удивленно посмотрел на него:
– Николай Васильевич?! Это Вы? Уходите и никому не говорите, что были у меня!
Бывший ученик имел мужество спасти своего учителя. Так нашу семью миновало лихо 1937 года».
В Родниковском районе сейчас проживают 32 человека, признанные жертвами политических репрессий. Государство компенсирует им перенесённые страдания различными льготами. Но кто заглушит боль душевных ран, подорванное здоровье, сломанные судьбы, потерю близких?
Подготовила Ольга Ступина